Главная - О нашей школе и Эберсвальде - История Эберсвальде
История Эберсвальде
Герб города 1928 год, фото http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde
Первые поселения на месте современного Эберсвальде, обнаруженные археологами, принадлежали еще к бронзовому веку. К поздним поселениям относится, найденное в районе Финовфурта древнеславянское городище.
Датой основания города считается 1254 год, хотя эта дата оспаривается историками, они считают, что впервые город Эберсвальде (сначала он назывался Everswalde – Эверсвальде) упоминается в документах маркграфа Альбрехта III в 1276 году. В 2004 году Эберсвальде отметил свое 750-летие.
На одной из вершин, сейчас Замковая гора, располагался замок, часто разрушаемый в ходе войн между Бранденбургом и Померанией. Впервые замок упоминался в хрониках в 1261 году. Вокруг этого замка и застраивался сам город, как рыночное поселение. Рядом появились такие деревни, как Финовфурт, Якобсдорф, упомянутые в документах в 1300 году. С 1375 года город стал называться Эберсвальде, хотя и ходило старое название – Эверсвальде. С 30 мая 1877 года город стал официально называться – Эберсвальде.
Старый город, фото http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde
Город был сразу построен по унифицированной планировке, которая сохранилась в исторической части города и по сей день. В начале 14 века город был укреплен крепостной стеной с четырьмя воротами и двойными валами и рвами. Тогда в 14 веке основным доходом города была торговля. Через город шел торговый путь из западных территорий Германии в Штеттин и Франкфурт. В 1499 развитие города было отброшено крупным пожаром.
С 1515 при курфюрсте Иоахиме I город стал развиваться как промышленный центр. К 1532 году в городе появилось несколько кузниц, заводы по производству жести, проволочных изделий, бумажная фабрика, суконные мануфактуры и кирпичные заводы. В 1620 году после 15 летнего строительства в эксплуатацию был сдан Финов-канал.
Во время Тридцатилетней войны город подвергся разрушению и опустошению, так в 1635году в городе было всего двадцать жителей, и только к 1722 число жителей достигло 1200 человек, как перед войной. В декабре 1632 года в церкви Марии-Магдалины для прощания был помещен погибший в битве при Лютцен шведский король Густав Адольф.
Церковь Марии - Магдалины (фото Сергея Юдина)
Между 1743 и 1755 годами город переживает новый экономический взлет. Реконструирован Финов-канал, а в 1785 году в Эберсвальде был произведен котел для первого в Германии парового двигателя.
Наряду с промышленным развитием, город развивался как климатический курорт, но затем Эберсвальде потерял свое курортное значение.
В 1830 году в Эберсвальде перенесена Берлинская лесная академия
С середины 19 века в Эберсвальде началось индустриальное развитие, связанное с промышленной революцией, появились чугунолитейные, новые машиностроительные и металлообрабатывающие производства, включая в 1902 году завод Ardelt - сегодняшний Kranbau – Eberswalde. 23 ноября 1877года между Эберсвальде и Финовфуртом была создана телефонная линия.
Город становится крупным железнодорожным узлом, 30 июля 1842 было введено в строй сообщение с Берлином, 15 августа 1843 – с Штеттином, в 1866 – с Бад Фрайнвальде, в 1898 – с Темплином и в 1907 году - с Шёпфуртом. 7 января 1878 открылся цех по ремонту локомотивов, вагонов и железнодорожного оборудования. В 1910 год был построен мост через железную дорогу около вокзала.
1 февраля 1860 в Эберсвальде открывается первая линия омнибуса. В 1901 году принимается решение о строительстве в Эберсвальде троллейбусной линии, спустя год после показа первого прототипа троллейбуса на Парижской всемирной выставке. Но по техническим причинам строительство откладывается. В 1909 году начинается создание трамвайной линии между вокзалом и рыночной площадью, которая была введена в строй осенью 1910 года. А троллейбусная линия была создана только в 1940 году. Подробнее об истории троллейбуса г. Эберсвальде смотрите на сайте http://www.obus-eberswalde.de/
Население города возросло с 1831 года от 4388 жителей до 26075 к 1910 году.
1 апреля 1911 года община Обербарним выходит из городской общины и создает отдельную общину Обербарним, 1 мая 1936 года она снова входит в состав Эберсвальде.
В 1914 был сооружен Гогенцоллерканал, сейчас Одер-Хайфель-канал.
В 1923 году Эберсвальде стал местом рождения немецкого радио, из Эберсвальде транслировался концерт к годовому собранию Немецкого музея в Мюнхене. После прихода к власти Гитлера в 1933 в Германии начинается милитаризация всей жизни, все должно быть подчинено созданию «тысячелетнего» рейха. Так 3-ая моторизованная бригада 3-ей танковой дивизии вермахта, созданной в 1935 году, носила имя «Эберсвальде».
Фото http://www.obus-eberswalde.de/
В городе строятся казармы для артиллерийского полка. Да это те самые казармы, где была наша школа, штаб 20 –ой армии. Кстати, и строительство троллейбусной линии в Эберсвальде было связано с экономией горючего, которое нужно было Германии на фронтах разгорающейся второй мировой войны. На заводе Ardelt производилось различное вооружение.
Вот один из видов этой продукции - САУ Waffentrager (Оруженосец) - фото из музея бронетанкового вооружения и техники г. Кубинка
В районе Эберсвальде находился командный пункт кригсмарине "Коралл" - на фото руины бункера
Но в 1945 году история «великого рейха» подошла к своему логическому концу – к краху. 24 апреля 1945 году в город ворвались части Красной Армии и 26 апреля город был взят. И здесь проявилась вся кровожадная сущность фашизма – в то время, как советские, русские воины вытаскивали из под обстрела полуголодных детишек эберсвальдского детского дома, эсэсовцы, отступая, подрывали жилые дома, а «прославленные» асы люфтваффе в ночь с 25 на 26 апреля подвергли город разрушительной бомбардировке. Подробнее о боях за Эберсвальде - воспоминания, документы, О бомбежке Эберсвальде - Свобода слова 2000.
Разрушенный Эберсвальде фото http://2000.net.ua/print/svobodaslova/nemcybombilisvoigoroda.html
После окончания второй мировой войны началось восстановление города. Город становится районным центром, входящего в состав округа Франкфурт. Бывшие вермахтовские гарнизоны заняли советские части 20-ой общевойсковой армии (4-ой танковой армии) и 16-ой воздушной армии, входящие в состав Группы Советских войск в Германии. Подробнее о гарнизонах ГСВГ смотрите в разделе Гарнизоны Эберсвальде. Кстати, некоторое время в Финове было тайное захоронение Гитлера.
С 1947 по 1949 год в нашей школе (тогда она носила номер 16) учился в начальных классах Владимир Высоцкий
С 17 по 18 июня 1953 в Эберсвальде и Финове, как и в других городах ГДР, проходят забастовки рабочих. Благодаря переговорам активистов забастовочного движения с советским командованием гарнизона Эберсвальде, обошлось без кровопролития.
В 1962 году закрывается за свое вольнодумство Лесная академия. Была возрождена только в 1992 году, после краха ГДР.
В 1970 году город Финов входит в состав Эберсальде, и город получает название Эберсвальде-Финов.
В 1978 в Эберсвальде появился новый район – Макс-Райман, с 1993 года - Бранденбургский район
После объединения Германии и административной реформы – образования новых пяти восточных земель, Эберсвальде становится центром нового района Барним. Сам Эберсвальде-Финов снова с 1 июля 1993 называется Эберсвальде. С 5 декабря 1993 в состав города входят деревни Трампе, Клёббике, Тухен.
В 1993 – 1994 из города были выведены последние части Западной группы войск.
10 апреля 2000 года вводится в эксплуатацию речной порт.
Объединение Германии, крах социализма больно отразились на городе, спад производства, сокращение рабочих мест. Количество жителей сократилось с 55 тысяч в 80-ые годы до 40 тысяч, это обусловлено падением рождаемости и оттоком молодежи из Эберсвальде. И это не смотря на усилия властей вдохнуть в город жизнь – реконструкцию цента города, бывших гарнизонов ГСВГ-ЗГВ. Хотя многие горожане считают, что наоборот делается крайне немного. Это понятно, многие здания гарнизонов заброшены, или подверглись бессмысленному сносу, как например бывший Дом Офицеров. Да и ряд зданий исторического центра находятся в удручающем состоянии. Хотя есть, конечно, положительные примеры: Макс-Райман, бывший 18 городок, авиагарнизон Финов, железнодорожный вокзал и реконструкция моста.
Продукция Kranbau – Eberswalde, железнодорожный кран Takraf
История Финова
Финов возник в 1928 путем объединением нескольких деревень, которые носили общее название Геегермюле, упомянутые еще в 1294 году. В 1935 после присоединения еще нескольких поселков Финов становится городом.
Промышленное развитие начинается в 17 столетии после постройки Финов-канала
Как и в Эберсвальде появились кузницы и заводы по обработке металла, бумажная фабрика. Также эта территория подвергалась опустошению во время Тридцатилетней и Семилетней войн.
В 1907 году Геегермюле соединила с Эберсвальде железная дорога, а в 1920 года из Эберсвальде была проведена трамвайная линия. Было поострено химическое предприятие по выпуску линолеума, в 1908 году введена в эксплуатацию электростанция.
В 1929 году был сооружен аэродром. Подробнее о финовском авиагарнизоне смотрите в разделе Авиагарнизон Финов. Население Финова составляло в 1933 году – 7896 жителей, в 1939 – 10488, а в 1964 – 9977 жителей. В 1970 году Финов был присоединен к Эберсвальде.
При подготовке раздела были использованы материалы
http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde
http://www.obus-eberswalde.de/
http://militera.lib.ru/docs/da/berlin_45/index.html Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии)
Главная - О нашей школе и Эберсвальде - История Эберсвальде