Главная - О нашей школе и Эберсвальде - История Эберсвальде

 

История Эберсвальде

 

 

Герб города 1928 год, фото  http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde

 

  Первые поселения на месте современного Эберсвальде, обнаруженные археологами, принадлежали  еще к бронзовому веку. К поздним  поселениям  относится, найденное  в районе Финовфурта  древнеславянское городище.

    Датой основания города считается  1254 год, хотя эта  дата оспаривается историками, они считают, что  впервые  город Эберсвальде (сначала он назывался Everswalde – Эверсвальде) упоминается в документах маркграфа Альбрехта III в 1276 году.  В 2004 году Эберсвальде отметил  свое 750-летие.

    На одной из вершин, сейчас Замковая гора,  располагался замок, часто разрушаемый в ходе войн между Бранденбургом и Померанией. Впервые замок упоминался в хрониках в 1261 году. Вокруг этого замка и застраивался сам город, как рыночное поселение.  Рядом появились такие деревни, как Финовфурт, Якобсдорф,  упомянутые в документах в 1300 году. С 1375 года город стал называться Эберсвальде,  хотя и ходило старое название – Эверсвальде. С 30 мая 1877 года город стал официально называться – Эберсвальде.

      Старый город, фото  http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde

 Город был сразу построен по унифицированной планировке,  которая сохранилась в исторической части города и по сей день. В начале 14 века город был укреплен крепостной стеной с четырьмя воротами и  двойными валами и рвами. Тогда в 14 веке основным доходом города  была торговля. Через город шел торговый путь из западных территорий Германии в Штеттин и Франкфурт. В 1499 развитие города было отброшено крупным пожаром.

     С 1515 при курфюрсте  Иоахиме  I город стал развиваться как  промышленный  центр. К 1532 году в городе появилось несколько кузниц, заводы по производству жести, проволочных изделий, бумажная фабрика, суконные мануфактуры и кирпичные заводы. В 1620 году после 15 летнего строительства в эксплуатацию был сдан Финов-канал.

    Во время Тридцатилетней войны город подвергся разрушению и опустошению, так в 1635году в городе было всего двадцать жителей, и только к 1722 число жителей достигло 1200 человек, как перед войной.  В декабре 1632 года в церкви Марии-Магдалины для прощания был помещен погибший в битве при Лютцен шведский король Густав Адольф.

    Церковь Марии - Магдалины (фото Сергея Юдина)

   Между 1743 и 1755 годами  город переживает новый  экономический взлет. Реконструирован Финов-канал, а в 1785 году в Эберсвальде  был произведен  котел для первого в  Германии  парового двигателя.

    Наряду с промышленным развитием,  город развивался как климатический курорт, но затем  Эберсвальде  потерял свое курортное значение.

      В 1830 году в Эберсвальде перенесена Берлинская лесная академия

     С середины 19 века в Эберсвальде  началось индустриальное развитие, связанное с промышленной революцией, появились  чугунолитейные, новые  машиностроительные и металлообрабатывающие производства, включая  в 1902 году завод Ardelt - сегодняшний Kranbau Eberswalde. 23 ноября 1877года между Эберсвальде и Финовфуртом была создана  телефонная линия. 

     Город становится крупным железнодорожным узлом,  30 июля 1842 было введено в строй сообщение с Берлином, 15 августа 1843 – с Штеттином,  в 1866 – с Бад Фрайнвальде, в 1898 – с Темплином и в 1907 году -  с Шёпфуртом.  7 января 1878 открылся цех по ремонту локомотивов, вагонов  и железнодорожного оборудования. В 1910 год был построен мост через железную дорогу около вокзала.

    1 февраля 1860  в Эберсвальде открывается первая линия омнибуса. В 1901 году принимается решение о строительстве  в Эберсвальде  троллейбусной  линии, спустя год после показа первого прототипа троллейбуса на Парижской всемирной выставке. Но по техническим причинам строительство откладывается. В 1909 году начинается создание трамвайной линии между вокзалом и рыночной площадью, которая была введена в строй осенью 1910 года. А троллейбусная линия была создана только в 1940 году. Подробнее об истории троллейбуса г. Эберсвальде смотрите на сайте   http://www.obus-eberswalde.de/  

        Население города возросло с 1831 года от  4388 жителей до 26075 к 1910 году.

      1 апреля 1911 года  община Обербарним выходит из городской общины и создает отдельную общину Обербарним, 1 мая  1936 года она снова входит в состав Эберсвальде.

     В 1914 был сооружен Гогенцоллерканал, сейчас Одер-Хайфель-канал.

     В 1923 году Эберсвальде стал местом рождения немецкого радио, из Эберсвальде  транслировался концерт к годовому собранию Немецкого музея в Мюнхене.      После прихода к власти  Гитлера в 1933 в Германии начинается милитаризация всей жизни, все должно быть подчинено созданию «тысячелетнего» рейха.  Так 3-ая моторизованная бригада 3-ей танковой дивизии вермахта, созданной в 1935 году, носила имя «Эберсвальде».

 

  Фото http://www.obus-eberswalde.de/  

   В городе строятся казармы для артиллерийского полка. Да это те самые казармы, где была наша школа, штаб 20 –ой  армии.   Кстати, и строительство троллейбусной линии в Эберсвальде было связано с экономией горючего, которое нужно было Германии  на фронтах разгорающейся второй  мировой войны. На заводе Ardelt производилось различное вооружение. 

  Вот один из видов этой продукции - САУ Waffentrager (Оруженосец) - фото из  музея бронетанкового вооружения и техники г. Кубинка

 

В районе Эберсвальде находился командный пункт кригсмарине "Коралл" - на фото руины бункера

 

 Но в 1945 году история «великого рейха» подошла к своему логическому концу – к краху.  24 апреля  1945 году в город ворвались части Красной Армии и 26 апреля город был взят.  И здесь проявилась вся кровожадная сущность фашизма – в то время, как советские, русские   воины вытаскивали из под обстрела полуголодных детишек эберсвальдского детского дома, эсэсовцы, отступая, подрывали жилые  дома, а «прославленные» асы люфтваффе в ночь с 25 на 26 апреля  подвергли город разрушительной  бомбардировке.  Подробнее о боях за Эберсвальде - воспоминания, документы, О бомбежке Эберсвальде -  Свобода слова 2000.

Разрушенный Эберсвальде фото http://2000.net.ua/print/svobodaslova/nemcybombilisvoigoroda.html 

 

      После окончания второй мировой войны началось восстановление города. Город становится районным центром, входящего в состав округа Франкфурт.  Бывшие вермахтовские  гарнизоны заняли советские  части 20-ой общевойсковой армии (4-ой танковой армии) и 16-ой воздушной армии, входящие в состав Группы Советских войск в Германии.  Подробнее о гарнизонах ГСВГ смотрите в разделе Гарнизоны Эберсвальде. Кстати, некоторое время в Финове было тайное захоронение Гитлера.

      С 1947 по 1949 год в нашей школе (тогда она носила номер 16) учился в начальных классах Владимир Высоцкий

      С 17 по 18 июня 1953 в Эберсвальде и Финове, как и в других городах ГДР, проходят забастовки рабочих. Благодаря переговорам  активистов забастовочного движения с советским командованием гарнизона Эберсвальде, обошлось без кровопролития.

       В 1962 году закрывается за свое вольнодумство Лесная академия. Была возрождена только в 1992 году, после краха ГДР.

      В 1970 году город Финов входит в состав Эберсальде, и город получает название Эберсвальде-Финов.

       В 1978 в Эберсвальде появился новый район – Макс-Райман, с 1993 года - Бранденбургский район

       После объединения Германии и административной реформы – образования новых пяти восточных земель, Эберсвальде становится центром нового района Барним. Сам Эберсвальде-Финов  снова с 1 июля 1993 называется  Эберсвальде. С 5 декабря 1993 в состав города входят деревни  Трампе, Клёббике, Тухен.

       В 1993 – 1994 из города были выведены последние части Западной группы войск.

       10 апреля 2000 года   вводится в эксплуатацию речной порт.

       Объединение Германии,  крах социализма больно отразились на городе, спад производства, сокращение рабочих мест. Количество жителей сократилось с 55 тысяч в 80-ые годы до 40 тысяч, это обусловлено падением рождаемости и оттоком молодежи из Эберсвальде.  И это не смотря на усилия властей вдохнуть в город жизнь – реконструкцию цента города,  бывших гарнизонов ГСВГ-ЗГВ. Хотя многие горожане считают, что наоборот делается крайне немного.  Это понятно,  многие здания гарнизонов заброшены, или подверглись бессмысленному сносу, как например бывший Дом Офицеров. Да и ряд зданий исторического центра находятся в удручающем состоянии. Хотя есть, конечно,  положительные примеры: Макс-Райман, бывший 18 городок, авиагарнизон Финов, железнодорожный вокзал и реконструкция моста.

 

    Продукция Kranbau Eberswalde, железнодорожный кран Takraf

 

История Финова

 

   Финов возник в 1928  путем  объединением нескольких деревень, которые носили общее название Геегермюле, упомянутые еще в 1294 году. В 1935 после присоединения еще  нескольких поселков Финов становится городом.

    Промышленное развитие начинается в 17 столетии после постройки Финов-канала

Как и в Эберсвальде  появились кузницы и заводы по обработке металла, бумажная фабрика. Также эта территория подвергалась опустошению во время Тридцатилетней и Семилетней войн.

     В 1907 году  Геегермюле соединила с Эберсвальде железная дорога,  а в 1920  года из Эберсвальде  была проведена трамвайная линия. Было поострено химическое предприятие по выпуску линолеума, в 1908 году введена в эксплуатацию электростанция.

В 1929 году был сооружен аэродром. Подробнее о финовском авиагарнизоне смотрите в разделе Авиагарнизон Финов.   Население Финова составляло в 1933 году – 7896 жителей, в 1939 – 10488, а в 1964 – 9977 жителей. В 1970 году Финов был присоединен к Эберсвальде.

 

При подготовке раздела были использованы материалы

www.eberswalde.de

http://de.wikipedia.org/wiki/Eberswalde

http://www.obus-eberswalde.de/

http://militera.lib.ru/docs/da/berlin_45/index.html  Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии)

 

Главная - О нашей школе и Эберсвальде - История Эберсвальде

Hosted by uCoz