Главная - Гарнизоны - Авиагарнизон Финов - Янов Ю. Н. Капустин Б.В.

Янов Юрий Николаевич и Капустин Борис Владиславович -

"Отличные парни отличной страны"

    Вы все конечно слышали песню в исполнении Эдиты Пьехи "Огромное небо" А ведь герои этой песни  Янов Юрий Николаевич и Капустин Борис Владиславович служили в 668 авиационном полке бомбардировщиков 132 бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии (такой номер имела тогда 16 ВА) ,  дислоцировавшемуся в Финове,  и в городке была улица Янова.

 
 Янов Юрий Николаевич – старший лейтенант авиации, родился 2 августа 1931г. в г. Вязьме Смоленской области в русской семье железнодорожника. В 1950г. окончил в г. Вязьме среднюю школу № 1. В  1953 году заканчивает Рязанское военное автомобильное училище, а затем в 1954 году -  Рязанское военное училище штурманов После окончания  училища проходил службу в Группе Советских войск в Германии.

  Капустин Борис Владиславович - капитан авиации, родился в 1931 году в п. Урупский Отрадненского района Краснодарского края  семье  научного работника Капустина  Владислава Александровича  Урупской Зоотехнической Опытной Станции (УЗОС).  В 1947 г. окончил семилетнюю школу в г. Ростове-на-Дону, затем в 1951 г. заканчивает Ростовский индустриальный техникум. В 1951 призывается в ряды Вооруженных сил и по предложению призывной комиссии поступает  в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова, которое он заканчивает в 1954 году. Начинает службу на  Севере, затем направлен в Группу Советских войск в Германии

   После переподготовки в Новосибирске на двухместный Як-28 они и становятся одним экипажем

Янов Ю.Н  в кабине самолета

 Капустин Б.В. (слева)с товарищами

Янов Ю.Н. с дочерью Ириной и Капустин Б.В

Капустин Б.В. в летном костюме

 

    

    Фотографии взяты с сайта поискового клуба "Огромное небо" http://klubogromnoenebo.narod.ru/  с любезного разрешения Чернявского Бориса Васильевича

  Это случилось 6 апреля 1966 года. В тот день во время боевого полета у самолета Як-28 отказал двигатели. Боевой истребитель, потеряв управление, камнем падал вниз, на жилые кварталы Берлина. Могла случиться огромная трагедия. Но командир Б.В.Капустин и Ю.Н. Янов сумели увести машину на окраину города и вместе с ней врезались в озеро Штоссензее района Шпандау  в английском секторе Западного Берлина. Погибнув, хотя они имели разрешение катапультироваться, сами советские летчики спасли сотни мирных жителей. Мирных  жителей Германии, той страны, самолеты которой обрушивали сотни бомб на их родные Ростов и Вязьму. Детьми они пережили фашистскую оккупацию, и не понаслышке знали, что такое гитлеровский "новый порядок." Но это были русские летчики, они понимали, что  простые, ныне живущие  немцы, не имеют никакого отношению к фашистскому режиму. Диктаторы приходят и уходят а народ остается.

 Более подробные материалы о жизни и подвиге Янова Юрия Николаевича и Капустина Бориса Владиславовича смотри на сайте поискового клуба "Огромное небо" на родине Капустина Б.В., посвященный подвигу Янова Ю.Н. и Капустина Б.В.  http://klubogromnoenebo.narod.ru/

     А далее  произошел  неприятный случай в духе того времени, времени "холодной войны". Первыми к месту катастрофы, как утверждается, прибыли англичане во главе с бригадным генералом  Дэвидом  Вильсоном (David Wilson). Падение советского самолета в западном секторе - это просто находка для разведок НАТО. Англичане воспрепятствовали проезду советских советских военнослужащих во главе с генералом  Владимиром Булановым. Дело чуть не дошло до перестрелки. А только несколько лет назад был Берлинский кризис. Тогда западные СМИ поспешили заявить, что "холодная" война могла перерасти в "горячую". Англичане заявили, что они еще не достали тела летчиков, хотя это они сделали в начале  вторых суток. А задача у них была одна - изъять новую РЛС самолета "Орел-Д".  Хотя существуют утверждения, что они остались "с носом", потому что это успели тайно сделать советские специалисты.

Работы по поднятию останков со дна Штессензее

         Но не смотря на грязную возню, тысячи жителей Восточного и Западного Берлина благодарны советским героям. Британцам пришлось учесть общественное мнение и в торжественной обстановке передать тела летчиков советскому командованию.  Вот что по этому этому поводу сказал бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Бранд: "Мы можем исходить из предположения, что оба они (Капустин и Янов) в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу".

    А вот воспоминания и фотографии Сергея Красноцветова, учащегося школы № 113 ГСВГ  Берлин, serge@opinion.spb.ru

    "Весной 1966 года мне было всего 10. Прошло столько лет, но остались в памяти какие-то искорки ощущений, обстановки тех дней.

Первое – какая-то тяжелая, гнетущая атмосфера  в семье. Родители обсуждали ситуацию. Отцу приходилось выслушивать от людей в Западном Берлине самые разные мнения: от сочувствия и соболезнования до вопросов о правомерности полетов советских ВВС над территорией Западного Берлина, с какими боеприпасами они летают. Никакой информации у него, конечно, не было. Была задача успокоить собеседников.

Второе – трансляции спасательных работ по телевидению. «Западное» телевидение (сейчас, конечно, не помню какой канал – западноберлинский SFB – «зендунг фраейр берлин» или другой западногерманский) вело трансляцию с близлежащих мест, с берега. В том числе и в прямом эфире. У меня до сих пор в памяти ракурс картинки. Трагедии посвящались выпуски новостей и специальные передачи с участием политиков и военных. В эти дни, стоило включить телевизор – обязательно была какая-то передача на эту тему".

 

      

Район Хайфель и Штессензее летом, где то среди этой идиллии  и произошла трагедия

 

  А ведь могли спастись...  Даже в самые последние секунды. Посадка на озеро могла быть благополучной, если бы не дамба с проходящем на ней оживленного шоссе.

   Композитор Оскар Фельцман, поэт Роберт Рождественский воспели подвиг мужественных летчиков в знаменитой песне «Огромное небо». Думаю все ее слышали в исполнении Эдиты Пьехи, а есть менее известные варианты этой песни в исполнении Марка Бернеса, на мой взгляд более душевный и Эдуарда Хиля.  Ю.Н. Янов был похоронен на родине в г. Вязьме на Екатерининском кладбище, в его честь 1 сентября 2001г. на здании Вяземской средней школы № 1 установлена памятная доска. А Борис Владиславович Капустин в Ростове-на-Дону, где в последнее время жили родители и где теперь школа № 51 и одна из улиц города носят его имя.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 летчики были награждены орденом Красного Знамени (посмертно).

 Фотографии траурного митинга и отправка тел летчиков в Советский Союз в авиагарнизоне Финов (Фото Wolfgang Max, прислал Hans-Ulrich Leps, uli_leps@web.de)

  В Финове на памятнике советским воинам, погибшим в боях за Финов в апреле 1966 года, была установлена мемориальная доска.

  К сожалению, в наши дни этот памятник находится в плохом состоянии. Власти Эберсвальде планируют реконструкцию сквера, и советские воины будут перезахоронены. Но мемориальную доску немцы обещали сохранить, об этом пожелал пастор Мартин Аппель. Фото и информация от Гартмута Бюлова, автора сайта о троллейбусном парке Эберсвальде, Он мне написал "Мне очень жаль, в какое плохом состоянии памятник в Финове. Дети и молодые люди не имеют, к сожалению, никакого уважения и никакого внимания  перед павшим и их могилами. Они раскрасили памятник. Извините, пожалуйста!

  В 2009 году мемориальная доска была перенесена на воинское захоронение в Вестенде. (прислал Hans-Ulrich Leps, uli_leps@web.de)

   И спустя десятилетия благодарные берлинцы помнят о подвиге  советских летчиков, на мосту у Штессензее установлена мемориальная табличка, а 30 марта 2001 года к 35-летию подвига  в Берлине прошли торжественные мероприятия (аудиозапись репортажа -  свидетельства очевидцев),  в авиационном музее, созданного после вывода наших войск на аэродроме Финова  воздвигнут мемориал.

 

Мемориальная табличка на мосту у Штессензее в Берлине

Только  получилось недоразумение - все таки Капустин Борис Владиславович, а не Владимирович как выбито на табличке

Фото Николая Мясникова с сайта "Живой Берлин" http://liveberlin.ru/stoessensee/

 

 

Мемориал Янову Ю.Н. и Капустину Б.В в авиамузее Эберсвальде-Финов и

Перевод надписи на обелиске:

      В память всем жертвам холодной войны

  Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей

Старший лейтенант Янов

Капитан Капустин

6 апреля 1966 г.

 

   Фото взятые с сайта www.flugzeugforum.de с любезного разрешения Бернхарда Пете Bernhard Pethe AirFCarlo@aol.com   

  На этом форуме опубликованы многочисленные фотографии  аэродромов ГСВГ раздел Sowjetische LSK. Для просмотра необходимо

   зарегистрироваться, а для открытой публикации необходимо разрешение автора.

 

Могилы Капустина Б.В. и Янова Ю.Н. в Ростове-на-Дону и в Вязьме Смоленской обл. соответственно

Фотографии взяты с сайта поискового клуба "Огромное небо" http://klubogromnoenebo.narod.ru/  с любезного разрешения Чернявского Бориса Васильевича

 

  Прошло время, наступил 21 век, кажется все уже давно ясно с событиями полувековой давности. Но уж очень любят модные журналисты и "альтернативные" историки все поставить под сомнение,  что ничего  и не было, и что пилоты... стреляли друг в друга. Особенно стрельба хоть стой, хоть падай... Спрашивал у специалистов могло ли быть такое, они просто рассмеялись - какая стрельба, если счет идет на секунды. Наверное ставится под сомнение возможность подвига, но подвиг был, его повторили многие летчики.

  24 мая 1989 года на аэродроме Кубинка разбился гвардии майор Александр Георгиев. Он мог катапультироваться, но тогда неуправляемый самолет упал бы на предприятие, находящееся рядом с аэродромом. Пилот мог бы спастись, но пожертвовал собой, Об этом к сожалению не писали в газетах, но это знал весь гарнизон...

 

 

Оскар Фельцман,  Роберт Рождественский "Огромное небо"  в исполнении Эдиты Пьехи, Марка Бернеса и Эдуарда Хиля

А также рассказ Оскара Фельцмана о песне  "Огромное небо"                 

 

Сюжет телепрограммы НТВ "Максимум" - "Персональная песня" о песне "Огромное небо" - эфир 5 апреля 2008 года - в сюжете: рассказ вдовы  Бориса Владиславовича Галины Андреевны, рассказ о песне композитора Оскара Фельцмана, кадры подъема самолета ТВ ФРГ, комментарий военного специалиста.

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

 

Сюжет выпуска "Новостей" телекомпании  "Звезда" - эфир 7 апреля 2011 года, 22.00

 

 

При подготовке раздела были использованы следующие материалы:

сайт поискового клуба "Огромное небо"  http://klubogromnoenebo.narod.ru/  автор Чернявский Борис Васильевич

"Удачная операция английских спецслужб на месте катастрофы советского истребителя" ("The Daily Telegraph", Великобритания)  Майкл Смит (Michael Smith), 26 декабря 2003 г. http://www.inosmi.ru/stories/02/07/18/3106/203527.html

Документальный фильм телекомпании ТВЦ,  "Зачем остались, почему ушли", 2004 г.

Материалы сайта www.flugzeugforum.de

"Отечества, крылатые сыны" Синикчиянц А.М.

Особую благодарность выражаю сыну Капустина Бориса Владиславовича - Капустину Валерию Борисовичу и учащемуся школы № 113 ГСВГ

Сергею Красноцветову 

Публикация фотографий с разрешения авторов

 

Третяк Сергей  tretyak_2004@mail.ru

 

Главная - Гарнизоны - Авиагарнизон Финов - Янов Ю. Н. Капустин Б.В.

Hosted by uCoz