Главная - Германская Демократическая Республика  -Книга "ГДР"

 

Содержание

Назад

Вперед

 

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   ЭКОНОМИКИ

 

      В первые годы после образования ГДР развитие эконо­мики страны происходило в сложных условиях, связанных с расколом Германии и капиталистическим наследием в экономике.

     В 1936 году в районах Германии, вошедших после войны в состав ГДР, производилось около 30 процентов промышленной продукции всей страны. Однако, несмотря на сравнительно высокий уровень развития промышленной базы, структура промышленности была здесь крайне односторонней. Наиболее развито было буроугольное производство, текстильное и полиграфическое машиностроение, точная механика и оптика, производство товаров текстильной и швейной промышленности, продовольствия.   

     Более половины стоимости составляла продукция легкой и пищевой промышленности. Черная металлургия, особенно доменное производство, была развита слабо: 4 устаревшие доменные печи завода «Максхютте» против 120 домен в западной части Германии. До войны здесь производилось всего 1,6 проц. чугуна и 7,7 проц. стали.

     Восточной части Германии был нанесен большой ущерб в ходе войны, так как именно здесь развернулись основные боевые действия, и именно здесь фашисты сопротивлялись с особым фанатизмом, проводя тактику «выжженной земли». Здесь было разрушено почти 45 % промышленных фондов, в том числе 30 % мощностей энергохозяйства и 70 % машиностроения. Полностью был дезорганизован и разрушен транспорт, на 30 % уничтожен машинный парк и инвентарь в сельском хозяйстве, значительно сократилось поголовье скота.

      Развитие молодого немецкого рабоче-крестьянского государства осложнялось также целым рядом негативных особенностей хозяйства, в там числе диспропорциями в экономической структуре и разрывом традиционных экономических связей.

      Более того, экономическое строительство в ГДР с самого начала столкнулось с препятствиями, создававшимися враждебной империалистической политикой западных оккупационных держав и оживших западногерманских монополий. Они использовали трудности в хозяйственном строительстве республики как одну из форм классовой борьбы и развернули активную экономическую войну против ГДР. Дело не ограничивалось только разрывом традиционных связей и прекращением поставок сырья и оборудования. Шпионаж и диверсии на предприятиях ГДР, скупка ценных и дефицитных промышленных товаров и их контрабандный вывоз, валютные спекуляции, вербовка для переселения в ФРГ квалифицированных рабочих и специалистов нанесли огромный ущерб экономике молодого государства. Этот ущерб составил сумму 120 млрд. марок и соответствовал капиталовложениям в народное хозяйство за 1950—1961 гг.

     Однако развитию ГДР как социалистического государства сопутствовали не только негативные факторы. Успешное социалистическое строительство с самого начала гарантировалось экономической и военной мощью социалистического содружества, развивающимся экономическим сотрудничеством и разделением труда между его членами.

    Главную роль в этом играл Советский Союз, который не только не вывез причитавшиеся ему в счет репараций крупнейшие заводы страны, среди которых химические заводы и Лейне, Шкопау, Биттерфельде, Вольфене, но и восстановил и оснастил многие предприятия республики.

     Положительно сказался на экономическом строительстве и сравнительно высокий уровень развития промышленной балы, а также наличие большого отряда промышленного пролетариата. Все это позволило ГДР после восстановления народного хозяйства не ставить вопроса об индустриализации, а направить все усилия на ликвидацию диспропорций в промышленности, переход к плановым началам экономики, на социалистические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве, подъем производительности труда и повышение уровня жизни народа.

      Перестройка экономической структуры ГДР, происшед­шая в    процессе    изменений,    проводимых в интересах  повышения  эффективности  производства,  углубляющегося международного социалистического разделения труда, специализации и кооперирования в рамках СЭВ, а также в процессе устранения диспропорций развития народного хозяйства, преобразила облик экономики страны.

    Благодаря целенаправленной деятельности Социалистической единой партии Германии, самоотверженному труду всего народа Германская Демократическая Республика за годы своего существования превратилась в развитое индустриальное государство с высокопродуктивным сельским хо­зяйством.

    Из нижеприведенных цифр видно, как возросло значение промышленности в создании общественного продукта.

 

ЧИСТЫЙ  ПРОДУКТ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ГДР (в %)

 

Отрасль

1950 г.

1982 г.

Промышленность  и ремесло

47,1

69,8

Строительство

6,1

5,8

Сельское и лесное хозяйство

28,4

7,8

Транспорт и связь

7.1

4,1

Торговля (розничная)

10,1

9,4

Прочие отрасли

1,2

3.1

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

  Несмотря на ограниченность сырьевой и некомплектность топливной базы, основу народного хозяйства. Германской Демократической Республики сегодня составляет современная высокоразвитая промышленность. При годовом объеме производства на душу населения в размере свыше 22,5 тыс. марок ГДР на протяжении ряда лет входит в число десяти наиболее развитых в промышленном отношении стран мира. На ее долю приходится в настоящее время около 2,3% производства мировой промышленной продукции. Численность рабочих и служащих в промышленности составляет около 3,2 млн. человек.

    По производству ряда промышленных товаров ГДР занимает в настоящее время ведущие места в Европе и мире:

 

Виды продукции

Ед. изм

Кол-во

Место в Европе

Место в мире

1

2

3

4

5

Бурый уголь

млн. т

276

1

1

Электроэнергия

млрд. кВт/ч

103

8

14

Калийные удобрения

тыс. т

3434

2

3

Синтетические волокна

тыс. т

149

7

11

Пластмассы

тыс. т

990

8

10

Цемент

млн. т

12.2

9

16

Телевизоры

тыс. шт.

652

7

10

Холодильники

тыс. шт.

700

4

6

Стиральные машины

тыс. шт.

485

6

8

 

    Большой известностью и популярностью в мире пользуются станки, изделия оптики и приборостроения, суда, железнодорожные вагоны, стекло, керамика и многие другие товары.

   Промышленное производство в ГДР отличается очень высокой и планомерно возрастающей степенью производственной концентрации. Ныне основу промышленности составляют мощные специализированные предприятия, большей частью объединенные в комбинаты. В настоящее время в промышленности ГДР насчитывается 133 комбината центрального и 93 комбината окружного подчинения, на которых производится около 100 % товарной промышленной про­дукции.

    В отраслевой структуре промышленности ГДР ведущее место занимают общее и транспортное машиностроение и химическая промышленность, на долю которых приходится свыше 40 % всей товарной промышленной продукции. В этих отраслях занято 40 % всех промышленных рабочих.

    По объему выпускаемой продукции машиностроение ГДР среди стран СЭВ уступает только Советскому Союзу. Это ведущая экспортная отрасль страны. Около четверти всех машин, импортируемых странами СЭВ, производится в ГДР.

   Особенностями этой отрасли промышленности являются, во-первых, высокая степень универсальности и, во-вторых преобладание   неметаллоемкой,  но  трудоемкой    продукции, требующей высокой квалификации, (развитой электротехники, электроники и точного приборостроения.

  Предприятия электротехники, особенно электроники и приборостроения, размещены в промышленно развитых районах, обладающих высококвалифицированными кадрами, либо вблизи научных центров: Берлин (завод телевизионной электроники), Лейпциг, Дрезден (комбинат «Пентакон»), Эрфурт (комбинат «Оптима,»), Йена (комбинат «Карл Цейс»), Франкфурт-на-Одере   (завод  полупроводников).

    Кабель, моторы, .контрольно-измерительные приборы, счетно-решающие и бухгалтерские машины, фото- и кино­аппараты, часы и другая продукция этой отрасли широко известны за пределами ГДР.

   Важное место занимает тяжелое машиностроение. Продукция этой отрасли представлена оборудованием для отдельных отраслей промышленности, особенно для топливно-энергетической индустрии, металлургических, химических и цементных заводов, полиграфической и текстильной промышленности. Заводы тяжелого машиностроения размещаются в Берлине, округах Магдебург, Галле, Лейпциг, Карл-Маркс-Штадт и Дрезден.

   Постоянно возрастает роль транспортного машиностроения, причем такие его отрасли, как судостроение и производство подвижного состава для рельсового транспорта, получили развитие под влиянием экспортных заказов.

    ГДР строит крупные морские суда, рефрижераторы, рыболовные суда и контейнеровозы. За годы народной власти со стапелей республики сошли суда общим водоизмещением более 5 млн. тонн, из них свыше тысячи судов — по заказу Советского Союза.

    По объему строительства рыболовных судов и судов для перевозки штучных грузов республика занимает одно из ведущих мест в мире. Основные центры судостроения — Росток, Варнемюнде, Висмар, Штральзунд.

    Пассажирские и грузовые железнодорожные вагоны, вагоны-рефрижераторы производятся главным образом в округах Галле и Дрезден, электровозы — в Хеннигсдорфе, тепловозы — в Потсдам-Бабельсберге.

    Автомобилестроение развито меньше. Легковые автомашины «Трабант» выпускает завод в Цвиккау, «Вартбург» — крупнейший в ГДР завод в Айзенахе, грузовые автомобили— заводы в Людвигсфельде, Карл-Маркс-Штадте и Циттау.

    В ГДР ежегодно производятся свыше 1,6 тыс. пассажирских вагонов, более 180 тыс. легковых и около 40 тыс. грузовых автомобилей.

    Химическая промышленность является второй по значению отраслью промышленности ГДР. Республика является одним из крупнейших производителей синтетического волокна, пластмасс, минеральных удобрений, химических препаратов.

    Учитывая недостаточную обеспеченность республики натуральным сырьем, химия призвана заменить многие виды исходного сырья и обеспечить изделиями химической промышленности ряд отраслей машиностроения, производства бытовых товаров и строительства. На основе поставок нефти из Советского Союза создана мощная нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность.

     Фактически вся многообразная продукция химической промышленности сосредоточена, в пяти округах — Галле, Лейпциг, Франкфурт-на-Одере, Дрезден и Котбусе.

   Крупнейший нефтехимический центр республики — комбинат Лейна (Галле). Его сырьевая база — нефть, природный газ и частично бурый уголь. Он выпускает удобрения, химические волокна, а также исходные материалы для пластмасс и синтетических волокон.

    Крупный химический комбинат Буна (Шкопау) — единственный производитель синтетического каучука и крупнейший поставщик пластмасс.

    Одно из важнейших химических предприятий ГДР — энергохимический комбинат в Биттерфельде с филиалом «Фарбенфабрик» в Вольфене — выпускает пластмассы, химические полуфабрикаты, реактивы, азотные удобрения, а также алюминий и ферросплавы. Это единственный в стране поставщик органических красителей и крупный производитель хлора.

     Предириятие «Фильмфабрик Орво» в Вольфене хорошо известно как производитель кинофотоматериалов, пластмасс и красителей.

     Наиболее крупные комбинаты, производящие калийные удобрения, находятся в округе Зуль (комбинат «Верра») и в округе Магдебург (комбинат в Целитце).

     Немаловажное значение имеют для страны добывающая промышленность и энергетика.

     В республике более полутора тысяч месторождений, доступных для промышленной разработки, однако свыше 1300 из них — месторождения строительных и нерудных ископае­мых. В достаточной степени ГДР обеспечена бурым углем, каменной солью, сырьем для керамической и стекольной промышленности.   

Добыча бурого угля открытым способом

 

    Среди первичных видов энергий важнейшим в стране является бурый уголь, использующийся и в химическом про­изводстве.

    Добыча угля ведется только открытым способом в круп­ных карьерах с помощью высокопроизводительной техники. За годы народной власти добыча угля выросла со 137 млн. т в 1950 году до 276 млн. т в 1982 году.

    Основные запасы угля сосредоточены в округе Котбус (Лаузиц) и в регионе Галле—Лейпциг—Вайсенфелье— Цайц.

    Производство электроэнергии в ГДР сконцентрировано в нескольких округах, где наиболее развита добыча бурого угля. Важнейшие электростанции: крупнейшая в Европе электростанция Боксберг (мощность 3,6 млн. квт), электро­энергетический комплекс ТЭС Люббенау и Фетчау (2,5 млн. квт). Всего электростанции на буром угле вырабатывают свыше 81 проц. электроэнергии.

   Все интенсивнее развивается сегодня атомная энергетика. На АЭС вырабатывается свыше  10 проц. электроэнергии.

     Значительных успехов добились трудящиеся ГДР в раз­витии черной металлургии. Основная часть металлургиче­ского производства сосредоточена в четырех округах ГДР: Франкфурте-на-Одере, Дрездене, Потсдаме и Галле.

     Чугун выплавляется на комбинате «Ост» в Айзенхюттенштадте, построенном с помощью Советского Союза, и ком­бинате «Максхютте». Сталеплавильные и сталелитейные за­воды расположены в Ризе, Бранденбурге, Хеннигсдорфе, Фрайтале.

 

     Ведущее место в легкой промышленности республики занимают  текстильная и  швейная промышленность —  традиционные отрасли для ГДР, особенно для ее юга, располагающего    квалифицированными    кадрами. В настоящее  время химические волокна отечественного производства составляю более половины потребляемого сырья. Вместе с тем ввозят­ся различные сорта хлопка.

    Структура текстильного производства универсальна:  производятся  хлопчатобумажные,   шерстяные,   шелковые  ткани, сукно, трикотаж, декоративные ткани  (кружева, тюль).

     Основные текстильные районы страны — Карл-Маркс-Штадт, Дрезден, Эрфурт, Гера, Лейпциг.

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

    Сельское хозяйство Германской Демократической Республики является высокопродуктивной отраслью народного хозяйства. Благодаря целенаправленной аграрной политике СЕПГ в республике в кратчайшие сроки решена одна из самых сложных задач — перевод раздробленных крестьянских хозяйств на путь социалистического сельскохозяйственного производства. По масштабам сельскохозяйственного производства ГДР находится на 11-м месте в мире, производя более 1 % мировой продукции.

     Ныне сельское хозяйство ГДР действует на основе сельскохозяйственных производственных кооперативов — СХПК (типа колхозов) и народных имений (типа совхозов). В республике насчитывается 3949 СХПК и 478 народных имений.

    Сельскохозяйственные производственные кооперативы обрабатывают 87,6 % полезной сельскохозяйственной площади, дают 95 % всей продукции растениеводства и 77% продукции животноводства.

    Сельскохозяйственное производство в  ГДР осуществляется на основе специализированных хозяйств. Сегодня продукцию растениеводства производят 1119 СХПК, 73 народных имения и 211 садоводческих кооперативов. Выпуском животноводческой продукции занимаются 2830 СХПК, 319 народных имений и 29 комбинатов по промышленному   откорму скота.

   Все эти хозяйства сотрудничают между собой. Для координации производственной деятельности  растениеводческих и животноводческих кооперативов с 1983 года создаются специальные кооперативные советы. Все это способствует установлению между хозяйствами оптимальных пропорций, поддержанию одинакового уровня развития животноводства и растениеводства.

    Об успешном развитии сельского хозяйства республики свидетельствует то, что за годы народной власти общий объем производства в сельском хозяйстве вырос в 4 раза. Почти в 2 раза увеличилась урожайность зерновых, производство мяса выросло в 9,5 раз, молока — в 5,5 раза, яиц — в 6 раз. Если в 1950 году на получение 100 кг зерна крестьяне затрачивали 6—7 часов    рабочего    времени,    то сегодня труженикам  социалистического сельского хозяйства ГДР необходимо для этого 12—15 минут.

     Благодаря заботе партии и правительства за последние годы значительно окрепла материально-техническая база сельского хозяйства. В настоящее время машинный парк СХПК и народных имений насчитывает почти 150 тыс. тракторов, из них 1/3 — советского производства, более 14,5тыс. зерноуборочных и около 8 тыс. картофелеуборочных комбайнов, 54 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники. Сегодня в сельском хозяйстве занято около 890 тыс. человек. На, каждого занятого в сельскохозяйственном производстве приходится около 0,37 га полезной площади и основных фондов на сумму около 56 тыс. марок. Один труженик села обеспечивает продуктами питания 35 человек населения  (в 1949 году — 8—9 человек).           

    Снабжение населения республики основными продуктами питания (мясо, молоко, яйца, картофель и др.) осуществляется полностью за счет собственного производства. По потреблению многих видов продуктов питания на душу населения ГДР занимает ведущие места в мире. Так, например, по потреблению мяса на душу населения (90,5 кг в год) республика находится на 14-м месте, овощей (96,8 кг) — на 9-м месте. Ежегодное потребление  масла на душу населения составляет 15,3 кг, молока — 99 л, яиц — 290 шт., фруктов — 78,3 кг.

    Самоотверженно работают труженики сельского хозяйства ГДР, из года в год они добиваются высоких показателей по выпуску сельскохозяйственной продукции, успешно справляются со своей основной задачей — обеспечить промышленность сырьем, население — продуктами питания.

    1984 год стал наглядным тому подтверждением. Урожай зерновых превысил 10 млн. тонн, средняя урожайность зерна составила 43 ц с га.

    Из года в год увеличивается поголовье окота. Сегодня  в животноводстве    ГДР насчитывается    5 млн. 76 тыс. голов крупного рогатого скота, 12 млн.  16 тыс. свиней, 2 млн. 35 тыс. овец, 27 млн. 88 тыс. кур-несушек.

 

ТРАНСПОРТ И  СВЯЗЬ

 

    Германская   Демократическая    Республика     располагает мощной системой путей сообщения и по их плотности    принадлежит к наиболее развитым государствам Европы. Транспортная система  республики обслуживает как внутренние, так и международные перевозки.

    Сеть железных дорог протяженностью свыше 14,2 тыс. км постоянно модернизируется и реконструируется. Около 2 тыс. км дорог электрифицированы. Наиболее крупные железнодо­рожные узлы ГДР — Берлин, Галле, Лейпциг и Дрезден. Паровая тяга практически заменена дизельной и электрической (96 %).

    На железнодорожном транспорте создана контейнерная транспортная система, располагающая в промышленных центрах и железнодорожных узлах высокомеханизированными контейнерными станциями и перевалочными пунктами. Контейнеризация железнодорожных перевозок уже осуществлена на линиях с Советским Союзом, Польшей и Чехосло­вакией.

    Сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 48 тыс. км состоит из автострад, магистральных дорог дальнего сообщения и дорог окружного значения. Дороги связывают все крупные города и важные промышленные центры страны. Наиболее густа сеть дорог в центральных и южных округах. Автострады протяженностью 1,8 тыс. км расходятся радиально от Берлина, связывая его с районом Щецина, Шверином, Франкфуртом-на-Одере, Форстом (через Котбус), Дрезденом, Хиршбергом (через Дессау и Лейпциг) и Мариенборном (через Магдебург). Кроме того, южные центры (Баутцен, Дрезден, Карл-Маркс-Штадт, Геру и Айзенах) связывает автострада, проходящая с востока на запад. Лейпциг с Дрезденом и Карл-Маркс-Штадт с Плауэном также связаны автострадой.

    Автомобильный парк ГДР характеризуется следующими данными:

 

Транспортные средства

Количество (в тыс.)

Грузовики

Специальные автомашины Тягачи и тракторы

Автобусы

Легковые автомашины

228

127

233

53

2921

 

   Все большее значение приобретает в ГДР речной и морской транспорт. Протяженность внутренних водных путей - свыше 2,3 тыс. км. За годы социалистического строительства были созданы крупные морские порты в Ростоке (крупнейший), Висмаре, Штральзунде. Так, например, в настоящее время грузооборот ростовского порта составляет свыше 20 млн. тонн. Торговый флот ГДР насчитывает более 170 судов.

   Самый молодой вид транспорта ГДР — воздушный. Первые пять авиалиний были открыты в 1956 году, а в 1958 году была создана авиакомпания    «Интерфлюг»,    которая   ныне обслуживает 60 авиалиний общей протяженностью 120,5 тыс. км. Воздушным транспортом перевозится ежегодно 1,3 млн пассажиров и 28 тыс. тоня грузов.

    ГДР обладает развитой системой почтово-телефонной связи. Ежегодно почта принимает от граждан республики 1245 млн. писем, 39 млн. посылок и 16 млн. бандеролей. 95,6 % всех телефонных абонентов подключены к системе автоматической междугородной связи. Ежегодно в ГДР ведется свыше 2 млн. телефонных разговоров, из них более 700 тыс. — междугородные.

 

Назад

Вперед

 Содержание

 

 Главная - Германская Демократическая Республика  -Книга "ГДР"

Hosted by uCoz