"Правда" 11.02.1990 г.
Пресс-конференция Э. А. Шеварднадзе
10 февраля в пресс-центре МИД СССР состоялась пресс-конференция члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. Он сказал:
Визитом государственного секретаря США господина Бейкера качался новый цикл в советско-американском политическом диалоге. Особенность этого цикла — его временные рамки. В течение полугода обе стороны ставят целью подготовить очередную встречу своих высших руководителей.
Первая новая примета времени — высокая динамика движения вперед. Никогда раньше мы не имели и столь обширную повестку дня, как на этом этапе, прежде всего в области разоружения, а более правильным было бы сказать — демонтажа той огромной структуры военного противостояния, которая возникла в мире за годы «холодной войны».
Вторая новая примета — объем задач, которые стороны предполагают решить. Можно сказать, что каждая из пяти традиционных корзин переговоров — разоружение, региональные проблемы, гуманитарное сотрудничество, двусторонние отношения и транснациональные вопросы — была наполнена доверху. По сложившейся традиции обсуждения шли в рабочих группах и подгруппах с участием руководителей делегаций на советско-американских переговорах, экспертов.
Основная цель встречи министров состояла в том, чтобы в соответствия с поручениями, данными на Мальте, предпринять усилия и по возможности решить ряд конкретных вопросов и тем самым открыть фронт для дальнейшей конструктивной работы по подготовке визита в Вашингтон М. С. Горбачева, который, как предполагается, состоится в июне этого года. Пока точные сроки не установлены.
Мы должны отметить, что господин Бейкер приехал с некоторыми интересными предложениями и идеями, направленными на поиски компромиссных развязок.
Советская сторона также выдвинула ряд новых предложений, внесла конструктивные поправки в свои подходы к вопросам, стоящим в нашей совместной повестке дня.
1. В центре переговоров были проблемы, связанные с подготовкой договора по стратегическим наступательным вооружениям. Обе стороны сосредоточили усилия на согласовании трех вопросов:
- о крылатых ракетах воздушного базирования;
- о нешифровании телеметрической информации при испытательных пусках ракет;
— о неразвернутых ракетах.
По двум последним вопросам найдены взаимоприемлемые варианты. Их можно считать решенными, хотя остается потребность в уточнении некоторых технических деталей.
Обе стороны считают важным достижение пакетного соглашения по крылатым ракетам воздушного базирования большой дальности. Решены такие вопросы, как правило засчета. Это очень трудный элемент, и согласие по нему — большое дело. Есть договоренность по проблеме внешних отличительных признаков ядерных и неядерных средств, по методам контроля. Несогласованным остался один элемент — рубеж дальности таких ракет. Тут нам еще предстоят переговоры на следующей встрече министров.
Из категории нерешенных эти вопросы переходят теперь в разряд вопросов, требующих доработки, своего рода подчистки и окончательного «стягивания». Это очень существенное достижение на центральном направлении — подготовки договора по СНВ.
Есть продвижение по вопросу о крылатых ракетах большой дальности морского базирования. Теперь существует проект соответствующих заявлений-обязательств.
Достигнута существенная степень согласия в вопросе о подсчете боеголовок на будущих типах мобильных межконтинентальных баллистических ракет.
Уточнены также некоторые аспекты взаимосвязи договора по СНВ и Договора по ПРО.
Американская сторона дала согласие на посещение советскими специалистами радарных станций США в Гренландии и в Англии. Предполагается, что и американские специалисты в порядке мер доверия посетят подобные объекты в СССР.
2. Обычные вооружения.
Здесь выявились как области согласия, так и расхождения. Стороны согласились не настаивать в настоящее время на установлении общего уровня численности войск НАТО и ОВД в рамках всего европейского региона. Нами было предложено установить уровень в 700—750 тысяч человек для войск НАТО и Варшавского Договора в Центральной Европе. Мы приняли известное предложение президента Буша с той поправкой, чтобы СССР и США имели бы по 195 тысяч войск во всей Европе. Как вариант предложено установить и лимит в 225 тысяч для каждой стороны опять же для всей Европы. Американская сторона обещала сообщить свой ответ после консультаций со своими союзниками.
Сохраняются по-прежнему серьезные расхождения по ограничению авиации в Европе. Но США и НАТО в целом теперь согласны с установлением отдельного уровня по самолетам ПВО, правда, называя низкий потолок в 500 единиц. К сожалению, американская сторона категорически возражает против неучета морской авиации, постоянно базирующейся на суше.
3.Запрещение химического оружия.
США предложили заключить двустороннее соглашение с СССР о сокращении запасов химического оружия. Мы приняли эту идею. В результате переговоров удалось выйти на взаимоприемлемый проект возможного соглашения принципиального характера. Имеется в виду его подписать в ходе визита М. С. Горбачева в США.
4.Контроль за подземными испытаниями.
По этому вопросу удалось преодолеть остававшиеся разногласия. Стороны договорились о совмещении гидродинамической и сейсмической мер контроля. Теперь по существу ничто не мешает завершению работы над контрольными протоколами к договорам 1974 и 1976 годов о подземных ядерных взрывах. Их также предполагается подписать на встрече в верхах.
По нашему настоянию США подтвердили достигнутую в 1987 году договоренность о непрерывании процесса переговоров по дальнейшему ограничению ядерных взрывов по мощности и количеству, имея в виду конечную цель — их полное запрещение. Мы считаем это очень важным моментом.
Подводя итог этой части, я хотел бы сказать, что значительную часть развязок по проблемам безопасности удалось найти в ходе беседы М. С. Горбачева с господином Бейкером, а также на основе тех поручений, которые были даны экспертам двух делегаций после состоявшегося на ней обсуждения принципиальных подходов.
5.Региональные вопросы.
Министры подтвердили позиции своих стран в пользу созыва в 1990 году
конференции высших руководителей государств - участников Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, имея в виду, что оно не
заменит созыва конференции «Хельсинки-2» в 1992 году. Понимается, что
на встрече в верхах должно быть подписано соглашение по обычным вооруженным
силам в Европе. Полная повестка дня этого форума будет выработана в
консультациях со всеми его участниками. Состоялся интенсивный обмен мнениями по
Афганистану, Центральной Америке, положению на Корейском полуострове и в
азиатско-тихоокеанском регионе вообще, по Ближнему Востоку, включая Ливан,
кампучийскому урегулированию, положению на Юге Африки и на Африканском Роге, на
Кипре. Разумеется, обсуждалось в широком плане положение, складывающееся в
отношениях между ФРГ и ГДР.
6. Транснациональные проблемы и вопросы двусторонних отношений обсуждались в основном в рабочих группах. Потом их итоги рассматривались на встрече министров.
По просьбе господина Бейкера мы информировали его о работе Пленума ЦК КПСС, принятых на нем решениях, а также поделились оценками хода перестройки в стране.
Неплохие перспективы открываются в двусторонней области. Завершена работа над проектами следующих новых межправительственных соглашений, которые могут быть подписаны на советско-американской встрече на высшем уровне в первой половине этого года: соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, исследования Мирового океана, о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, а также в Северном Ледовитом и Тихом океанах. Завершена работа над проектом соглашения о культурно-информационных центрах СССР и США соответственно в Вашингтоне и Москве.
Имеются реальные предпосылки к тому, что эксперты сторон сумеют подготовить проекты новых межправительственных договоренностей о сотрудничестве, в частности, в области торговли, взаимных гарантий капиталовложений, налогообложения, энергетики, лесного хозяйства, охраны и рационального использования лесов, глобальных изменений климата, защиты и сохранения озонового слоя Земли, прогнозирования стихийных бедствий и ликвидации их последствий, морского судоходства, арктических исследований, охраны прав интеллектуальной собственности, вполне осуществимой видится задача разработки проектов следующих двусторонних межправительственных документов: меморандум о договоренности об открытии в 1991 году международного природно-этнографического парка в районе Берингова пролива, заявление об открытии генеральных консульств СССР и США соответственно в Киеве и Нью-Йорке.
Беседа М. С. Горбачева с государственным секретарем, наши переговоры, обсуждение в рабочих группах проходили в исключительно деловом, конструктивном духе, отличались стремлением расширить сферы согласия, нарастить элементы сотрудничества и взаимодействия в советско-американских отношениях.
Корреспондент газеты «Гардиан», Великобритания.
Неделю назад вы выступили за нейтральную объединенную Германию.
Э. А. Шеварднадзе.
Идея нейтрализации — не нова. Это хорошая, добрая идея. Она выдвигалась сразу после войны. Между прочим, я хочу сделать еще одно уточнение: мы с самого начала выступали за единство немецкой нации, немецкого народа, но мы выступали за нейтральную, демилитаризованную Германию. В этом состоял наш принцип. Как будем действовать дальше? Вот сегодня прибывают канцлер Г. Коль, г-н Г.-Д. Геншер, будут переговоры, встреча с М. С. Горбачевым. Постараемся обсудить все эти проблемы, которые сейчас являются очень острыми, актуальными и для Европы, и для двух германских государств, и, я полагаю, для всего мира. Что касается сохранения Германии в НАТО, я думаю, что если мы серьезно говорим об общих интересах всех народов, об обеспечении стабильности в Европе, то необходимо учитывать интересы как тех стран, которые входят в Североатлантический союз, так и тех государств, которые являются членами Варшавского Договора. Только на этой базе мы можем давать гарантии нашим народам в отношении стабильности и мира в Европе.
Корреспондент газеты «Вашингтон пост», США.
Позавчера здесь на пресс-конференции по итогам Пленума А. Н. Яковлев, касаясь объединения Германии, довольно эмоционально говорил о чувствах советских людей, о памяти войны. Если говорить о вашем опыте, ваших знаниях, что вкладывается в смысл исторической памяти о второй мировой войне? Есть ли опасность того, что такая эмоциональная реакция в настоящее время повлияет на формирование политики в отношении объединения Германии?
Э. А. Шеварднадзе.
Я думаю, что самые сильные проявления эмоций и у представителя советского руководства, у любого советского человека и в любой советской семье совершенно понятны и полностью обоснованны.
Если вы обратили внимание, я недавно высказал одну идею. Некоторые считают ее наивной, а мне так не кажется. Речь идет о целесообразности общеевропейского референдума по вопросу объединения Германии, немецкого единства. Я, конечно, не предполагал и не предполагаю, что путем референдума можно или нужно решать вопрос объединения. Вопрос о судьбах двух германских государств должен решаться самими немцами. Это их естественное право. Право на самоопределение есть у каждого народа. Но знать настроения и мнения народов Европы полезно и, наверное, необходимо и населению Западной Германии, и населению Германской Демократической Республики. Это знание помогло бы им найти такое решение вопроса, которое не противоречило бы общеевропейским интересам, интересам стабильности Европы. Я не скажу, что это единственный вариант — варианты выявления общественного мнения могут быть различны. Мне также кажется, что план, который выдвинул Председатель Совета Министров Германской Демократической Республики Модров, план поэтапного продвижения, поэтапного решения этого вопроса, начиная с создания договорного сообщества, я думаю, что между двумя государствами является самым рациональным и самым правильным подходом. Необходимо именно поэтапное движение в рамках общеевропейского процесса.
Корреспондент советского радио.
Совершенно ясно, что воссоединение Германии уже, можно сказать, у порога. Можно предположить, что через какое-то время найдутся силы, которые поставят вопрос о старых границах. Не шел ли с государственным секретарем США разговор о том, чтобы совместными усилиями не допустить передела границ в Европе? По крайней мере есть ли у нас какой-либо механизм, который позволил бы нам не допустить этого?
Э. А. Шеварднадзе.
Такой разговор состоялся. Эта проблема обсуждалась и в беседе с тов. Горбачевым, и на уровне министров. Это — один из центральных вопросов. Он должен рассматриваться в контексте общеевропейского процесса, принципа нерушимости границ. Европейские государства должны иметь полную гарантию, что касается неприкосновенности их границ, как они сложились после войны. Подчеркиваю, они должны иметь полную гарантию.
Я с вами согласен в том, что предмет для разговора тут есть. С одной стороны, в выступлениях отдельных политических деятелей подчеркивается мысль о необходимости уважать ныне существующие границы, а с другой стороны, — вы, наверное, помните — еще существует запись в решении федерального конституционного суда ФРГ о том, что третий рейх продолжает существовать в границах 1937 года. Некоторые даже считают, что он существует в границах 1938 года, т. е. тут уже затрагиваются интересы и Австрии, и некоторых других стран. Это действительно вопрос вопросов. Эта проблема станет предметом серьезной дискуссии, серьезного обсуждения с господами Колем и Геншером в Москве.
Корреспондент испаноязычного телевидения «Юнивижен», США.
На вчерашней пресс-конференции г-н Бейкер говорил о разногласиях в отношении Кубы. Не могли бы вы сказать конкретней о поставках правительству Кастро самолетов МИГ?
Э. А. Шеварднадзе.
Ничего необычного в поставках этих самолетов нет. Это делается в соответствии с нашими обязательствами о сотрудничестве с Кубой. Как вам известно, Кубе до сих пор поставлялись самолеты МИГ-23. Как и любая техника, эта техника устаревает. Самолеты МИГ-23 Кубе надо списать. И совершенно естественное желание суверенного государства иметь новую технику, особенно с учетом той непростой ситуации, которая существует вокруг этой страны. В США, естественно, не приветствуют эту акцию, но мы имеем тут законное право. Я думаю, что выход надо искать в том, чтобы способствовать утверждению мер доверия в этом регионе и нормализации отношений между Соединенными Штатами Америки и Кубой. Об этом мы со всей откровенностью говорили государственному секретарю. Я еще добавлю, что и с учетом поставок МИГ-29 Куба никакой опасности для Соединенных Штатов Америки и для других государств этого региона не представляет.
Корреспондент агентства ЮПИ, США.
Предполагается ли приезд в Москву премьер-министра ГДР X. Модрова в ближайшие дни? Второе: прошли сообщения, что встреча на высшем уровне состоится в период с 11 по 17 июня. Не могли бы вы подтвердить или опровергнуть эти сроки? Хотелось бы также узнать, посетит ли М. С. Горбачев во время встречи на высшем уровне, помимо Вашингтона, и другие города США?
Э. А. Шеварднадзе.
Вопрос о приезде X. Модрова сейчас не обсуждается. Он недавно был у нас, состоялись переговоры и очень подробные консультации по самому широкому спектру проблем, и, по-моему, сейчас нет необходимости в новом визите. Вы, наверное, знаете, что буквально через несколько дней состоится его встреча с канцлером ФРГ. Второе: конкретные даты визита тов. Горбачева пока еще не установлены. Наверное, для нас самым подходящим был бы июнь месяц, другой вопрос — первая половина, вторая половина — это уже надо в конкретном плане согласовать. Будут ли выезды за пределы Вашингтона — сейчас трудно ответить, потому что программа еще не составлена.
Корреспондент агентства АП, США.
Хотелось бы знать, договорились ли вы по каким-либо вопросам, связанным с выводом ядерного оружия или вооруженных сил с Корейского полуострова? И какой круг относящихся к этому вопросов вы обсуждали?
Э. А. Шеварднадзе.
В совместном заявлении содержится раздел о положении на Корейском полуострове. Мы высказались в общем плане способствовать дальнейшей стабилизации обстановки на Корейском полуострове в пользу преодоления там противостояния. Советский Союз всегда высказывался за сокращение американских войск. В конечном итоге мы за то, чтобы на Корейском полуострове не было американского военного присутствия, но, наверное, еще не созрели условия для реализации этого пожелания. Я обратил внимание на одно обстоятельство. Мне кажется, что как-то осталась без должной реакции очень интересная инициатива Корейской Народно-Демократической Республики о том, чтобы демонтировать, разрушить железобетонную стену в демаркационной зоне, которая разделяет две части этого полуострова, и обеспечить свободное передвижение граждан. Сколько было эмоций вокруг берлинской стены. Хорошо, что в конце концов эта проблема решилась. Мне кажется, если бы удалось снести и эту стену, то это было бы крупнейшим событием и для Азии, и для Европы. Пусть журналисты, публицисты помогут нам создать общественное мнение в пользу реализации этой хорошей идеи.
У американской стороны, как и у других, есть определенная озабоченность в том плане, что Корейская Народно-Демократическая Республика на каком-то этапе может приобрести способность для создания ядерного потенциала. Я информировал государственного секретаря о том, что корейские руководители очень близки к тому, чтобы завершить работу над соглашением с МАГАТЭ в отношении контроля, поставить свой реактор под контроль МАГАТЭ. Я думаю, что это очень важное обстоятельство.
Корреспондент агентства КУНА, Кувейт.
В чем выражается прогресс, достигнутый в ходе обсуждения на переговорах с Дж. Бейкером проблем урегулирования ближневосточного конфликта? Какие усилия намерен предпринять Советский Союз для урегулирования вопроса о еврейской эмиграции, после того как не удалась попытка выступить с совместным заявлением по этому вопросу?
Э. А. Шеварднадзе.
Я бы не сказал, что здесь появились новые значительные элементы. Мы высказались в том плане, что поддерживаем любые усилия и Соединенных Штатов Америки, и египтян, и других государств, направленные на то, чтобы израильтяне и палестинцы вступили в непосредственный диалог, в непосредственный контакт по всем проблемам урегулирования. Как вы знаете, дело тут идет со скрипом, с трудом, но мы готовы содействовать инициативе г-на Бейкера, египетского президента, способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами. Это первое.
Второе — я напомнил государственному секретарю, что мы должны активизировать нашу работу на других направлениях, в частности приступить к консультациям по ближневосточному урегулированию между постоянными членами Совета Безопасности, активизировать усилия по подготовке международной конференции по Ближнему Востоку. Я напомнил и о том, что было бы полезно, если бы на Ближнем Востоке присутствовал постоянный представитель генерального секретаря ООН — человек авторитетный, известный политический деятель, к которому уважительно относились бы все конфликтующие стороны. Вот тот «пакет» соображений, которые были высказаны на наших переговорах. Что касается вопроса о расселении эмигрантов, то мы приняли к сведению сообщение госсекретаря о том, что Соединенные Штаты Америки высказали свое резко отрицательное отношение к заселению оккупированных израильтянами территорий. На этом основании американская сторона предпочла не фиксировать это положение в совместном заявлении.
Что касается нашей позиции, она вам хорошо известна. Сегодня опубликовано и официальное заявление Министерства иностранных дел, отражающее мнение советского руководства. Мы всегда выступали и выступаем против такой практики. Израильское руководство знает о нашей линии, к нему были и прямые обращения с нашей стороны. Мы считаем также, что более эффективно можно было бы использовать возможности Организации Объединенных Наций, в частности Совета Безопасности, поскольку израильское правительство игнорирует основополагающие нормы международного права, решения ООН.
Корреспондент газеты «Цайт», ФРГ.
Обсуждали ли вы с Дж. Бейкером проблемы монетарного союза между ФРГ и ГДР? Как вы к этому относитесь?
Э. А. Шеварднадзе.
Я высказался в поддержку плана X. Модрова. Я думаю, что этот план содержит необходимые этапы германского объединения. Это — договорное содружество, конфедерация, федерация. Думаю, что это правильный подход к этой проблеме.
Специальный корреспондент газеты «Вашингтон пост», США.
На протяжении длительного периода времени считается, что две самые сложные политические проблемы, мешающие завершить разработку договора по СНВ,— это проблемы его увязки с космосом, с обороной и проблема ракет морского базирования. Считаете ли вы теперь, после ваших встреч здесь и встреч, которые ранее проведены с представителями американского правительства, что они уже в принципе решены? Уверены ли вы в том, что сможете достичь решения всех основных вопросов в рамках нового стратегического соглашения к июньской встрече в верхах?
Э. А.. Шеварднадзе.
Да. Наша позиция о взаимоотношении между Договором по ПРО и соглашением по стратегическим наступательным вооружениям была изложена в Вайоминге. Она остается в силе. Что касается ракет морского базирования, то я подтверждаю то, что говорил государственный секретарь вчера. Определенный прогресс налицо, но все же эта проблема остается сложной и трудной. Нам придется еще много поработать для того, чтобы добиться развязки этого сложного узла.
Корреспондент газеты «Нью-Йорк тайме», США.
Говорил ли Дж. Бейкер в ходе ваших бесед о том, что Соединенные Штаты готовы согласиться с той или иной формой свободной ассоциации Германии с НАТО в рамках процесса, который в конечном счете приведет к воссоединению двух Германий?
Э. А. Шеварднадзе.
Обсуждаются различные варианты. Думаю, что после встречи с канцлером и г-ном Геншером мы бы могли с вами более конкретно поговорить по всем этим вопросам.
Корреспондент Агентства печати «Новости».
Эдуард Амвросиевич, что можно было бы сказать о развитии советско-американских отношений сейчас, после переговоров с госсекретарем? Что является самым главным достижением из того, что вы отметили в своем вступительном заявлении?
Э. А. Шеварднадзе.
Есть известная формула — она была сказана в Вайоминге — о том, что мы сейчас подошли к такому этапу, когда Соединенные Штаты Америки и Советский Союз от состояния взаимопонимания все более переходят к взаимодействию в решении тех сложных проблем, которые стоят перед нашими странами и перед миром. Может, это и есть самое главное, если говорить о принципиальном подходе.
С точки зрения нынешнего состояния советско-американских отношений главная проблема — преодоление военного противостояния, реального сокращения вооружений, не только советско-американских, а соответственно и на Европейском континенте. Я думаю, что в этом отношении в ходе визита г-на Бейкера достигнут значительный прогресс. Я об этом говорил.
Корреспондент агентства ЭФЭ, Испания.
Помимо Панамы и МИГов для Кубы, обсуждали ли вы с Дж. Бейкером какие-то другие вопросы, касающиеся Центральной Америки, например Никарагуа, и в целом положение в этом регионе?
Э. А. Шеварднадзе.
Центральноамериканская проблематика обсуждалась очень детально и на встрече министров, и на беседе у М. С. Горбачева. Я думаю, что у нас вырисовывается очень интересная сфера согласия по центральноамериканским проблемам. Это касается в частности, вопросов, связанных с Никарагуа, Сальвадором. Все это нашло отражение в совместном заявлении.
(ТАСС).