К списку статей

"Комсомольская правда" 15.03.1990 г.

Слово на вес марки

В непростых условиях свободного рынка информации готовятся работать журналисты молодежной газеты ГДР

Junge Welt

Рухнули казавшиеся незыблемыми плотины идеологических шаблонов и табу. На читателя в ГДР обрушился поток день ото дня все более разнообразной и разноречивой информации. За короткое время люди, быть может, еще даже не успели определиться — что из газет и журна­лов стоит читать, а что — нет? Но скоро жизнь заставит их всерьез задуматься над казавшимся прежде второстепенным вопросом: а сколько это стоит — читать? В апреле цены на газеты и журналы в стране подскочат в несколько раз.

В свою очередь, и для журналистов в ГДР понятие «цена слова» уже не чисто этическая категория — экономическая. Волей-неволей приходится примириться с открывшимся как бы в результате внезапного прозрения фактом: у снова печатного есть еще и себестоимость. Газетно-журнальная тема станет в ГДР, пожалуй, первой отраслью производства, которая в ближайшее время будет целиком и полностью переведена на рыночные рельсы. И по — в условиях жесткой конкуренции со стороны западногерманских издательств, продукция которых уже сегодня кричит на многих перекрестках городов ГДР: «Купите меня!». Газеты — чуткие сейсмографы обществен­но-политической жизни. Но в ГДР их внутренние экономические механизмы могут просто не выдержать грядущих потрясений, на которые они, впрочем, и не были рассчитаны. Начнут «зашкаливать», выйдут из строя — что тогда? На свалку? В поисках ответа на эти вопросы ваш корреспондент отправился в редакцию газеты «Юнге Вельт», где встретился с заместителем главного редактора Франком Шуманом.

-  Франк,   с   недавних   пор «Юнге вельт» перестала называть  себя  органом  Центрального  Совета   ССНМ.   Свой   новый   профиль  она  обрисовала  словами «левая социалистическая      молодежная      газета». Мне  кажется,  между строчек в   «Юнге    вельт»   можно   прочесть   и   другое   ее   определение,   ставшее   модным,   стоит только   взглянуть    на   другие  издания,   —      «независимая». Возможно,    я    заблуждаюсь...

— Конечно же, мы незави­симая газета. Ее левая ориен­тация отнюдь не означает жесткой привязанности к какой-либо партии или несколь­ким партиям. От ССНМ мы отошли в организационном плане еще в январе. По этому поводу было немало дебатов. Но газета располагала двумя вескими аргументами.
Во-первых, распад ССНМ, превратившегося в анахронизм, становился все более очевидным. Союз, растерявший своих членов в условиях возникновения множества других молодежных        организаций, утратил право монополии на единственную молодежную газету страны. Другой предпосылкой для обретения нами организационной самостоятельности явилось то обстоятельство, что интерес читателей к «Юнге вельт» никогда не был связан напрямую с их членством в ССНМ. В сложившейся ситуации медлить было нельзя. Всем стало ясно: нужно спасти газету. Не для себя и не для ССНМ — для всех левых сил в стране, которые переживают трудный процесс переформирования. Таким образом мы надеялись спасти  в том числе  и  ССНМ.

-  Независимость    —    это всегда хорошо звучит. Но если человек может отстаивать свою независимость даже в нищете, то газета — вряд ли. Прежде «Юнге вельт», как, впрочем, и другие газеты ГДР, могла позволить себе безбедное существование, положившись на материальную поддержку государства. А в будущем?   Насколько велики шансы газет ГДР, в частности «Юнге вельт», отстоять свою не только политическую, но прежде всего финансовую самостоятельность   и независимость?

— С грустной улыбкой приходится констатировать, что мы печатаем газету, а не деньги. Но  шутки в сторону. Вопрос действительно серьезнейший. Если мы не сумеем вовремя  перестроиться — грош нам цена. Она, собственно, сегодня такая и есть. Советским читателям объясню, что грош — монета достоинством в 10 пфеннигов ГДР. Но если бы все осталось по-прежнему, мы пропали бы ни за грош. С апреля прекратятся государственные дотации на газеты и журналы.
Несмотря на то,  что тираж «Юнге вельт» был по масштабам страны огромным,— как минимум каждый десятый житель республики был подписчиком газеты или регулярно покупал ее в киосках,—  он был не настолько велик, чтобы покрыть расходы на производство. Теперь — в дополнение ко многим проблемам — мы ожидаем 50-процентное подорожание газетной бумаги. Возрастет стоимость использования типографского оборудования. Единственный выход  повышение цены газеты. Предварительно мы пришли к печальной необходимости повышения цены газеты в четыре раза. При этом все-таки сознательно занизили ее — в сравнении с другими изданиями. Как бы ни довлел над нами фактор рентабельности, мы ни на минуту не забываем о том, что молодежная газета должна быть по карману молодежи. Пока мы говорим   о ценосообразности будущей «Юнге   вельт»,    кое-кто    уже  выкладывает   за  один   ее  номер немыслимую для гражданина  ГДР     сумму — одну      марку ФРГ...

Все   верно.   С минувшей  недели у газеты две цены. Та, которую ты имеешь в виду - экспортная.   Мы   выходим  на внешний рынок, под  которым подразумеваем    прежде   всего ФРГ.  С одной из западногерманских фирм   заключено соглашение,   по   которому    она  будет  заниматься  распространением   «Юнге   вельт»   по   ту сторону      германо-германской  границы. На чем строятся наши расчеты? Ну, во-первых, в ФРГ    есть    немало     бывших граждан ГДР. Им, между прочим, не чуждо такое чувство, как  ностальгия.  Для  них  номер  «Юнге вельт» — весточка с  родины.  У  коренных  жителей ФРГ тоже может возникнуть  интерес  к   газете,    разумеется, другого свойства.  Это может быть даже простое любопытство.    Информация,    которую  западные   немцы   черпают из своих газет, в известной    степени   унифицирована.

Твердое убеждение плюс твердая     валюта   —  формула успеха?

Можно   сказать   и    так. Чтобы иметь возможность работать, мы  вынуждены   зарабатывать.    Мы    не   делаем  из  твердой    валюты    культа,    но она   нам    крайне   необходима сейчас.   «Юнге  вельт»   ведь  в хозяйственном    плане   оказалась,  как  и  многие  обычные предприятия    в   ГДР,   в    плачевном состоянии. Без коренного обновления ее материальной базы не может быть и речи о какой-либо серьезной конкуренции с западными изданиями. Нам нужны компьютеры, другое оборудование, относящееся к разряду высоких технологий. Где все это взять? На Западе. И прекрасно, что платить за это нам предложат валютой, а не убеждениями. Ими мы не торгуем. Главное условие развития деловых контактов с кем бы то ни было: содержание, направленность газеты — можем определять только мы сами.

Тот, кто учится   финансовой     самостоятельности,   — тот    учится   экономить.     Думаю, «Юнге вельт» не исключение? Экономить   нам   придется.  На  работниках.  Или  луч­ше на    псевдоработниках. Такие    у    нас,     к    сожалению, есть.    Даже     в    сегодняшние трудные  времена  не  все еще поняли,   что    от   сотрудников требуется   максимум    усилий, чтобы отстоять будущее газеты,    л   значит — и   свое    собственное   будущей.   С такими людьми    нам    придется    расстаться. За счет рационализации     производственного   процесса    сократится,   думаю,   и число   технического   персонала.  Общее же количество  рабочих    мест,   думаю,    уменьшится со 108 до, скажем, 70.  Но мы не можем и не хотим выбрасывать людей на улицу. У тех,  кто нам   не   подойдет, будет  выбор:   либо  переход  в другую  редакцию,  либо работа в собственной сети распространения газеты, которую мы вынуждены будем создать. Из журналистов, полагаю, останутся 30—40 человек — те, кто и сегодня в основном определяет лицо газеты.

С    людьми    можно   расстаться, но можно их и потерять.  Сегодня  в  ГДР   немало говорят о возможности  «скупки»    талантливых журналистов    западными    изданиями. Нет    ли     опасений    на    этот счет? То, о чем говорят,   уже реальность.   Хотя  не   думаю, что этот процесс зайдет слишком   далеко.   Конечно,  наши западные   конкуренты    будут заинтересованы  в  людях, которые   хорошо    представляют себе   положение   дел    в   ГДР, имеют  здесь  контакты.  Но  в массе  своей    мы    плохие  по­мощники     западным     коллегам. По моему личному мне­нию, главная  беда   журналистики   ГДР  состоит    в   ее  общем  низком    уровне   профессионализма. Было время, когда  мы  стучали  себе  в грудь, говоря:      дождемся     гласности — вот тогда   развернемся! Дождались.  И  что   же оказалось,     что    очень     многие просто  не  владеют  своим  ремеслом. Мне кажется,   «Юнге вельт» в этом смысле   выгодно  отличается  от других  изданий. Ну    а в   преданности наших журналистов своей га­зете я,  честно говоря,  не со­мневаюсь. Возможно, это свя­зано с особой атмосферой редакции. Она,  пожалуй, похожа на    атмосферу   какого-ни­будь  семейного   предприятия. Не    припомню,    кстати,    случая, чтобы за долгие годы работы в «Юнге вельт» кто-либо из  ее  сотрудников  во    время  поездок     на     Запад      решил  не возвращаться    в  ГДР. Это тоже   говорит   о    коллективе.  Он учит верить в людей.

Беседу вел

С. МАСЛОВ.

(Наш соб. корр.).

Берлин.


К списку статей
Hosted by uCoz