"Комсомольская правда" 15.03.1990 г.
Слово на вес марки
В непростых условиях свободного рынка информации готовятся работать журналисты молодежной газеты ГДР
Junge Welt
Рухнули казавшиеся незыблемыми плотины идеологических шаблонов и табу. На читателя в ГДР обрушился поток день ото дня все более разнообразной и разноречивой информации. За короткое время люди, быть может, еще даже не успели определиться — что из газет и журналов стоит читать, а что — нет? Но скоро жизнь заставит их всерьез задуматься над казавшимся прежде второстепенным вопросом: а сколько это стоит — читать? В апреле цены на газеты и журналы в стране подскочат в несколько раз.
В свою очередь, и для журналистов в ГДР понятие «цена слова» уже не чисто этическая категория — экономическая. Волей-неволей приходится примириться с открывшимся как бы в результате внезапного прозрения фактом: у снова печатного есть еще и себестоимость. Газетно-журнальная тема станет в ГДР, пожалуй, первой отраслью производства, которая в ближайшее время будет целиком и полностью переведена на рыночные рельсы. И по — в условиях жесткой конкуренции со стороны западногерманских издательств, продукция которых уже сегодня кричит на многих перекрестках городов ГДР: «Купите меня!». Газеты — чуткие сейсмографы общественно-политической жизни. Но в ГДР их внутренние экономические механизмы могут просто не выдержать грядущих потрясений, на которые они, впрочем, и не были рассчитаны. Начнут «зашкаливать», выйдут из строя — что тогда? На свалку? В поисках ответа на эти вопросы ваш корреспондент отправился в редакцию газеты «Юнге Вельт», где встретился с заместителем главного редактора Франком Шуманом.
- Франк, с недавних пор «Юнге вельт» перестала называть себя органом Центрального Совета ССНМ. Свой новый профиль она обрисовала словами «левая социалистическая молодежная газета». Мне кажется, между строчек в «Юнге вельт» можно прочесть и другое ее определение, ставшее модным, стоит только взглянуть на другие издания, — «независимая». Возможно, я заблуждаюсь...
— Конечно же, мы независимая
газета. Ее левая ориентация отнюдь не означает жесткой привязанности к
какой-либо партии или нескольким партиям. От ССНМ мы отошли в
организационном плане еще в январе. По этому поводу было немало дебатов. Но
газета располагала двумя вескими аргументами.
Во-первых, распад ССНМ, превратившегося в анахронизм, становился все более
очевидным. Союз, растерявший своих членов в условиях возникновения множества
других молодежных организаций, утратил право монополии на
единственную молодежную газету страны. Другой предпосылкой для обретения
нами организационной самостоятельности явилось то обстоятельство, что
интерес читателей к «Юнге вельт» никогда не был связан напрямую с их
членством в ССНМ. В сложившейся ситуации медлить было нельзя. Всем стало
ясно: нужно спасти газету. Не для себя и не для ССНМ — для всех левых сил в
стране, которые переживают трудный процесс переформирования. Таким образом
мы надеялись спасти в том числе и ССНМ.
- Независимость — это всегда хорошо звучит. Но если человек может отстаивать свою независимость даже в нищете, то газета — вряд ли. Прежде «Юнге вельт», как, впрочем, и другие газеты ГДР, могла позволить себе безбедное существование, положившись на материальную поддержку государства. А в будущем? Насколько велики шансы газет ГДР, в частности «Юнге вельт», отстоять свою не только политическую, но прежде всего финансовую самостоятельность и независимость?
— С грустной улыбкой приходится
констатировать, что мы печатаем газету, а не деньги. Но шутки в сторону.
Вопрос действительно серьезнейший. Если мы не сумеем вовремя перестроиться
— грош нам цена. Она, собственно, сегодня такая и есть. Советским читателям
объясню, что грош — монета достоинством в 10 пфеннигов ГДР. Но если бы все
осталось по-прежнему, мы пропали бы ни за грош. С апреля прекратятся
государственные дотации на газеты и журналы.
Несмотря на то, что тираж «Юнге вельт» был по масштабам страны огромным,—
как минимум каждый десятый житель республики был подписчиком газеты или
регулярно покупал ее в киосках,— он был не настолько велик, чтобы покрыть
расходы на производство. Теперь — в дополнение ко многим проблемам — мы
ожидаем 50-процентное подорожание газетной бумаги. Возрастет стоимость
использования типографского оборудования. Единственный выход повышение цены
газеты. Предварительно мы пришли к печальной необходимости повышения цены
газеты в четыре раза. При этом все-таки сознательно занизили ее — в
сравнении с другими изданиями. Как бы ни довлел над нами фактор
рентабельности, мы ни на минуту не забываем о том, что молодежная газета
должна быть по карману молодежи. Пока мы говорим о ценосообразности
будущей «Юнге вельт», кое-кто уже выкладывает за один ее
номер немыслимую для гражданина ГДР сумму — одну марку ФРГ...
Все верно. С минувшей недели у газеты две цены. Та, которую ты имеешь в виду - экспортная. Мы выходим на внешний рынок, под которым подразумеваем прежде всего ФРГ. С одной из западногерманских фирм заключено соглашение, по которому она будет заниматься распространением «Юнге вельт» по ту сторону германо-германской границы. На чем строятся наши расчеты? Ну, во-первых, в ФРГ есть немало бывших граждан ГДР. Им, между прочим, не чуждо такое чувство, как ностальгия. Для них номер «Юнге вельт» — весточка с родины. У коренных жителей ФРГ тоже может возникнуть интерес к газете, разумеется, другого свойства. Это может быть даже простое любопытство. Информация, которую западные немцы черпают из своих газет, в известной степени унифицирована.
Твердое убеждение плюс твердая валюта — формула успеха?
Можно сказать и так. Чтобы иметь возможность работать, мы вынуждены зарабатывать. Мы не делаем из твердой валюты культа, но она нам крайне необходима сейчас. «Юнге вельт» ведь в хозяйственном плане оказалась, как и многие обычные предприятия в ГДР, в плачевном состоянии. Без коренного обновления ее материальной базы не может быть и речи о какой-либо серьезной конкуренции с западными изданиями. Нам нужны компьютеры, другое оборудование, относящееся к разряду высоких технологий. Где все это взять? На Западе. И прекрасно, что платить за это нам предложат валютой, а не убеждениями. Ими мы не торгуем. Главное условие развития деловых контактов с кем бы то ни было: содержание, направленность газеты — можем определять только мы сами.
Тот, кто учится финансовой самостоятельности, — тот учится экономить. Думаю, «Юнге вельт» не исключение? Экономить нам придется. На работниках. Или лучше на псевдоработниках. Такие у нас, к сожалению, есть. Даже в сегодняшние трудные времена не все еще поняли, что от сотрудников требуется максимум усилий, чтобы отстоять будущее газеты, л значит — и свое собственное будущей. С такими людьми нам придется расстаться. За счет рационализации производственного процесса сократится, думаю, и число технического персонала. Общее же количество рабочих мест, думаю, уменьшится со 108 до, скажем, 70. Но мы не можем и не хотим выбрасывать людей на улицу. У тех, кто нам не подойдет, будет выбор: либо переход в другую редакцию, либо работа в собственной сети распространения газеты, которую мы вынуждены будем создать. Из журналистов, полагаю, останутся 30—40 человек — те, кто и сегодня в основном определяет лицо газеты.
С людьми можно расстаться, но можно их и потерять. Сегодня в ГДР немало говорят о возможности «скупки» талантливых журналистов западными изданиями. Нет ли опасений на этот счет? То, о чем говорят, уже реальность. Хотя не думаю, что этот процесс зайдет слишком далеко. Конечно, наши западные конкуренты будут заинтересованы в людях, которые хорошо представляют себе положение дел в ГДР, имеют здесь контакты. Но в массе своей мы плохие помощники западным коллегам. По моему личному мнению, главная беда журналистики ГДР состоит в ее общем низком уровне профессионализма. Было время, когда мы стучали себе в грудь, говоря: дождемся гласности — вот тогда развернемся! Дождались. И что же оказалось, что очень многие просто не владеют своим ремеслом. Мне кажется, «Юнге вельт» в этом смысле выгодно отличается от других изданий. Ну а в преданности наших журналистов своей газете я, честно говоря, не сомневаюсь. Возможно, это связано с особой атмосферой редакции. Она, пожалуй, похожа на атмосферу какого-нибудь семейного предприятия. Не припомню, кстати, случая, чтобы за долгие годы работы в «Юнге вельт» кто-либо из ее сотрудников во время поездок на Запад решил не возвращаться в ГДР. Это тоже говорит о коллективе. Он учит верить в людей.
Беседу вел
С. МАСЛОВ.
(Наш соб. корр.).
Берлин.