Главная - Железные дороги ГДР

 

Железные дороги ГДР  - настоящие  и игрушечные

 

Часть 1 - игрушечные   Часть 2 - настоящие

                                                                             

       А теперь рассказы о  впечатлениях о  настоящем железнодорожном транспорте ГДР

 

Третяк Сергей

   

    

Вокзал Эберсвальде  2004 г (фото Сергея Юдина)   

     

Обложка расписания ж-д поездов ГДР

       

Схема ж-д ГДР

       

Схема U и S-Banh Восточного Берлина

                                                                 

     Предоставил Орлов Николай Митрофанович (Вюнсдорф)

Таблички вагонов - экспозиция Раменского краеведческого музея, прислала Ольга Немчина

 

      Первая и главная  особенность железных дорог ГДР и всей Европы - узкая колея. Поэтому в Бресте весь состав поезда идущего в Германию загонялся в депо. Там его на домкратах поднимали и заменяли колесные тележки для соответствующей колеи - советской или европейской. Вся эта процедура занимала примерно около часа. Сначала все это действо для меня носило ореол некой таинственности, а при следующем пересечении границы уже стало обыденностью.

      По железным дорогам мне пришлось ездит с отцом в Белитц, когда там моя мама лежала в центральном госпитале ГСВГ. При путешествии из Эберсвальде до Белитца можно было увидеть наверно почти все виды железнодорожного транспорта ГДР, кроме паровоза.  Хотя по телевидению ГДР видел, и это то в конце 80-х.  Маршрут - Эберсвальде, Берлин,  Берлин-Шенифельд, Бергхольц, Белитц. Для экономии ехали до Бернау, далее до Шенифельда на S-Бан Берлина.

1. Эберсвальде - Бернау. Обыкновенный пассажирский поезд, кажется Шверин - Дрезден, купейные вагоны, только лежачие места отсутствуют, вместо них кресла с высокими спинками. И мое удивление - не страшно если вы не успели купить билет на вокзале, его вам продадут в поезде, но с небольшой наценкой - за обслуживание. А в наших поездах?.

2. Бернау. Не знаю как в другие годы, но чтобы  ездить по ГДР в 80-е нужно было в части выписывать необходимые документы, при проверке советским патрулем  отсутствие этих бумаг влечет за собой неприятности. Бернау, станция пересадки на S-Бан, место где со 100 % вероятностью можно нарваться на патруль. Рассказывали один курьезный случай. Наши женщины поехали в Берлин, за покупками, естественно без документов, сели в электричку S-Бан, заходит патруль. Спрашивают "Русские есть?" - немцы молчат, женщины -  "Найн", патруль - "Кто сказал "найн" на выход". В Бернау мое второе удивление связанное с религией, на перроне я увидел настоящих ... монахинь. Ну а первое - в социалистической стране религиозный праздник Рождество - выходной.

3. Берлин S-Бан. S-Бан - S-Bahn - städtische Bahn - городская электричка. Фактически тоже метро, только наземное, а все также, вагоны аналогичные вагонам метрополитена, токоведущий рельс. Метро по-немецки, дословно, подземная электричка - Untergrundbahn - U-Bahn - U-Бан. Отличие - двери вагонов не открываются, а разблокируются,   пассажиры их открывают при посадке или высадке по необходимости самостоятельно. Обратил внимание на одну из предупреждающих надписей, сделана на нескольких языках, на немецком, английском, французском и русском. Надпись на русском сделана большими буквами, чем на остальных языках. На станциях S-Бан многочисленные указатели выхода на улицы и площади, маршрутов наземного транспорта, все ясно и понятно куда идти.  Кстати ходили слухи, что существует специальная ветка S-Бан или U-Бан, которая ведет в Западный Берлин, въехать можно свободно, а вот выехать уже нельзя, правда это или это страшилка времен холодной войны, я не знаю.

4. Берлин-Шенифельд. Это крупный транспортный узел в пригороде Берлина. Во первых - это международный аэропорт Германии. Во вторых - крупная пассажирская узловая железнодорожная станция, на которую подведена, конечно, ветка S-Бан. И в третьих - рядом же автобан Берлин - Дрезден и выезд на берлинскую кольцевую дорогу. Но заблудиться здесь невозможно, многочисленные указатели выведут куда вам необходимо. На этой станции мы делали пересадку на следующий поезд, кажется Берлин - Потсдам - Бранденбург. Самое главное в этом поезде - двухэтажные вагоны. Для меня это было что-то из области фантастики, естественно я садился на втором этаже.

5. Бергхольц. - небольшая пересадочная  станция. Здесь делалась последняя пересадка на небольшой поезд (автомотриса) , состоящий из двух-трех маленьких вагончиков, вроде трамвая, даже видно что делает машинист. Ощущение, железная дорога как не настоящая, а игрушечная, словно в парке аттракционов. Вот и все, конечная, Белитц. Обратно, все также, с точностью наоборот.

   И последнее, как вы думаете,  что если в нашей стране в пути произойдет поломка или авария. Правильно, вы конечно опоздали. У немцев все наоборот. После соответствующего  объявления и на ближайшей станции все пассажиры организовано пересаживаются на автобусы, естественно бесплатные, и следуют к месту назначения.

 

Сергей Красноцветов (Берлин 60-ые годы  S-Бан и Берлинская стена)

 

       Жил в Берлине и учился в 113 школе во второй половине 60-х.
       А вот что всплывает по поводу железных дорог. Перед самым отправлением по станции проносилось "Цу-ррр-рюк бляйбен!" и поезд отправлялся. Это цурюк бляйбен сидит в памяти как гутен таг или хенде хох.
      А по поводу «Кстати ходили слухи, что существует специальная ветка S-Бан или U-Бан, которая ведет в Западный Берлин, въехать можно свободно, а вот выехать уже нельзя, правда это или это страшилка времен холодной войны, я не знаю» припоминаются следующие собственные впечатления и «разговоры взрослых». Мой отец работал в Западном Берлине, иногда приходилось ездить туда на электричке. Бывал и я там вместе с ним. Так вот. Если мне не изменяет память, то сеть S-Бана, в том числе и на территории Западного Берлина, находилась под управлением железных дорог Восточной Германии, в т.ч. подвижной состав и частично поездные бригады. Это относилось и к некоторым другим градообразующим сетям, структурам, снабжению топливом, продовольствием. Насколько я помню, во второй половине 60 годов все следующие в З.Берлине выходили на станции Фридрихштрассе, в каком-то переходе (подземном?), проходили гэдээровский пограничный контроль (кабинки, турникеты и т.п.), поднимались на уже отдельный изолированный перрон и ждали состав следующий в З.Берлин. Возможно кому-то и удавалось обмануть пограничников в 80-е годы и «уйти» на Запад, но в 60-е «с этим было строго». При этом пассажирами были в т.ч. и граждане ГДР - врачи, адвокаты, служащие и специалисты, люди которым было разрешено навестить родственников. Власти Западного Берлина не могли обеспечить персоналом всё территориально подведомственное городское хозяйство испытывая проблемы с трудоспособным населением, так как молодежь стремилась в Западную Германию, а рождаемость в послевоенные годы была низкой. Старение населения прогрессировало жуткими темпами, число пенсионеров достигало 70% от взрослого населения. Был большой шум в прессе, когда оный назывался самым пожилым городом мира.
      Кстати, на самой Фридрихштрассе находился знаменитый переход Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie) реконструированный гэдээровцами в середине 60-х годов после удачного «проезда» на большой скорости низенькой спортивной машины под шлагбаумом. После этого направление движения в зоне перехода было изменено с прямолинейного на зигзагообразный, обусловленный сплошными бетонными блоками. Шлагбаумов стало 2 – на въезде и выезде перехода с вертикальными жалюзи. Были выделены зоны таможенного досмотра людей и автомобилей, построена знаменитая капитальная наблюдательная вышка, служебные здания. Очень ограниченная часть советских гражданских лиц имела право при наличии спецпропусков и соответствующих отметок в личных документах пересекать переход, предъявляя их у въездного и выездного КПП. Мою фотографию вклеили в паспорт (или аусвайс, вот забыл!!!) отца и зольдатен унд официрен пропускали на сопредельную территорию.

 

Сергей Красноцветов

 

Интересные ссылки

http://www.moskau-modellbahnen-ddr.ru/ - коллекция Олега Селиванова

 

http://www.trm.vov.ru/stat/report/r13/tit.html - Железные дороги Германии глазами российского железнодорожника

 

  Третяк Сергей tretyak_2004@mail.ru

Часть 1 - игрушечные   Часть 2 - настоящие

 

Главная - Железные дороги ГДР

 

 

Hosted by uCoz