Главная - Железные дороги ГДР
Железные дороги ГДР - настоящие и игрушечные
Часть 1 - игрушечные Часть 2 - настоящие
А теперь рассказы о впечатлениях о настоящем железнодорожном транспорте ГДР
Третяк Сергей
Вокзал Эберсвальде 2004 г (фото Сергея Юдина) |
|||||
|
Предоставил Орлов Николай Митрофанович (Вюнсдорф) |
Таблички вагонов - экспозиция Раменского краеведческого музея, прислала Ольга Немчина |
Первая и главная особенность железных дорог ГДР и всей Европы - узкая колея. Поэтому в Бресте весь состав поезда идущего в Германию загонялся в депо. Там его на домкратах поднимали и заменяли колесные тележки для соответствующей колеи - советской или европейской. Вся эта процедура занимала примерно около часа. Сначала все это действо для меня носило ореол некой таинственности, а при следующем пересечении границы уже стало обыденностью.
По железным дорогам мне пришлось ездит с отцом в Белитц, когда там моя мама лежала в центральном госпитале ГСВГ. При путешествии из Эберсвальде до Белитца можно было увидеть наверно почти все виды железнодорожного транспорта ГДР, кроме паровоза. Хотя по телевидению ГДР видел, и это то в конце 80-х. Маршрут - Эберсвальде, Берлин, Берлин-Шенифельд, Бергхольц, Белитц. Для экономии ехали до Бернау, далее до Шенифельда на S-Бан Берлина.
1. Эберсвальде - Бернау. Обыкновенный пассажирский поезд, кажется Шверин - Дрезден, купейные вагоны, только лежачие места отсутствуют, вместо них кресла с высокими спинками. И мое удивление - не страшно если вы не успели купить билет на вокзале, его вам продадут в поезде, но с небольшой наценкой - за обслуживание. А в наших поездах?.
2. Бернау. Не знаю как в другие годы, но чтобы ездить по ГДР в 80-е нужно было в части выписывать необходимые документы, при проверке советским патрулем отсутствие этих бумаг влечет за собой неприятности. Бернау, станция пересадки на S-Бан, место где со 100 % вероятностью можно нарваться на патруль. Рассказывали один курьезный случай. Наши женщины поехали в Берлин, за покупками, естественно без документов, сели в электричку S-Бан, заходит патруль. Спрашивают "Русские есть?" - немцы молчат, женщины - "Найн", патруль - "Кто сказал "найн" на выход". В Бернау мое второе удивление связанное с религией, на перроне я увидел настоящих ... монахинь. Ну а первое - в социалистической стране религиозный праздник Рождество - выходной.
3. Берлин S-Бан. S-Бан - S-Bahn - städtische Bahn - городская электричка. Фактически тоже метро, только наземное, а все также, вагоны аналогичные вагонам метрополитена, токоведущий рельс. Метро по-немецки, дословно, подземная электричка - Untergrundbahn - U-Bahn - U-Бан. Отличие - двери вагонов не открываются, а разблокируются, пассажиры их открывают при посадке или высадке по необходимости самостоятельно. Обратил внимание на одну из предупреждающих надписей, сделана на нескольких языках, на немецком, английском, французском и русском. Надпись на русском сделана большими буквами, чем на остальных языках. На станциях S-Бан многочисленные указатели выхода на улицы и площади, маршрутов наземного транспорта, все ясно и понятно куда идти. Кстати ходили слухи, что существует специальная ветка S-Бан или U-Бан, которая ведет в Западный Берлин, въехать можно свободно, а вот выехать уже нельзя, правда это или это страшилка времен холодной войны, я не знаю.
4. Берлин-Шенифельд. Это крупный транспортный узел в пригороде Берлина. Во первых - это международный аэропорт Германии. Во вторых - крупная пассажирская узловая железнодорожная станция, на которую подведена, конечно, ветка S-Бан. И в третьих - рядом же автобан Берлин - Дрезден и выезд на берлинскую кольцевую дорогу. Но заблудиться здесь невозможно, многочисленные указатели выведут куда вам необходимо. На этой станции мы делали пересадку на следующий поезд, кажется Берлин - Потсдам - Бранденбург. Самое главное в этом поезде - двухэтажные вагоны. Для меня это было что-то из области фантастики, естественно я садился на втором этаже.
5. Бергхольц. - небольшая пересадочная станция. Здесь делалась последняя пересадка на небольшой поезд (автомотриса) , состоящий из двух-трех маленьких вагончиков, вроде трамвая, даже видно что делает машинист. Ощущение, железная дорога как не настоящая, а игрушечная, словно в парке аттракционов. Вот и все, конечная, Белитц. Обратно, все также, с точностью наоборот.
И последнее, как вы думаете, что если в нашей стране в пути произойдет поломка или авария. Правильно, вы конечно опоздали. У немцев все наоборот. После соответствующего объявления и на ближайшей станции все пассажиры организовано пересаживаются на автобусы, естественно бесплатные, и следуют к месту назначения.
Сергей Красноцветов (Берлин 60-ые годы S-Бан и Берлинская стена)
Жил в Берлине и
учился в 113 школе во второй половине 60-х.
А вот что всплывает по поводу железных
дорог. Перед самым отправлением по станции проносилось "Цу-ррр-рюк бляйбен!" и
поезд отправлялся. Это цурюк бляйбен сидит в памяти как гутен таг или хенде хох.
А по поводу «Кстати ходили слухи, что существует
специальная ветка S-Бан или U-Бан, которая ведет в Западный Берлин, въехать
можно свободно, а вот выехать уже нельзя, правда это или это страшилка времен
холодной войны, я не знаю» припоминаются следующие собственные впечатления и
«разговоры взрослых». Мой отец работал в Западном Берлине, иногда приходилось
ездить туда на электричке. Бывал и я там вместе с ним. Так вот. Если мне не
изменяет память, то сеть S-Бана, в том числе и на
территории Западного Берлина, находилась под управлением железных дорог
Восточной Германии, в т.ч. подвижной состав и частично поездные бригады. Это
относилось и к некоторым другим градообразующим сетям, структурам, снабжению
топливом, продовольствием. Насколько я помню, во второй половине 60 годов все
следующие в З.Берлине выходили на станции Фридрихштрассе, в каком-то переходе
(подземном?), проходили гэдээровский пограничный контроль (кабинки, турникеты и
т.п.), поднимались на уже отдельный изолированный перрон и ждали состав
следующий в З.Берлин. Возможно кому-то и удавалось обмануть пограничников в 80-е
годы и «уйти» на Запад, но в 60-е «с этим было строго». При этом пассажирами
были в т.ч. и граждане ГДР - врачи, адвокаты, служащие и специалисты, люди
которым было разрешено навестить родственников. Власти Западного Берлина не
могли обеспечить персоналом всё территориально подведомственное городское
хозяйство испытывая проблемы с трудоспособным населением, так как молодежь
стремилась в Западную Германию, а рождаемость в послевоенные годы была низкой.
Старение населения прогрессировало жуткими темпами, число пенсионеров достигало
70% от взрослого населения. Был большой шум в прессе, когда оный назывался самым
пожилым городом мира.
Кстати, на самой Фридрихштрассе находился
знаменитый переход Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie) реконструированный
гэдээровцами в середине 60-х годов после удачного «проезда» на большой скорости
низенькой спортивной машины под шлагбаумом. После этого направление движения в
зоне перехода было изменено с прямолинейного на зигзагообразный, обусловленный
сплошными бетонными блоками. Шлагбаумов стало 2 – на въезде и выезде перехода с
вертикальными жалюзи. Были выделены зоны таможенного досмотра людей и
автомобилей, построена знаменитая капитальная наблюдательная вышка, служебные
здания. Очень ограниченная часть советских гражданских лиц имела право при
наличии спецпропусков и соответствующих отметок в личных документах пересекать
переход, предъявляя их у въездного и выездного КПП. Мою фотографию вклеили в
паспорт (или аусвайс, вот забыл!!!) отца и зольдатен унд официрен пропускали на
сопредельную территорию.
Сергей Красноцветов
Интересные ссылки
http://www.moskau-modellbahnen-ddr.ru/ - коллекция Олега Селиванова
http://www.trm.vov.ru/stat/report/r13/tit.html - Железные дороги Германии глазами российского железнодорожника
Третяк Сергей tretyak_2004@mail.ru
Часть 1 - игрушечные Часть 2 - настоящие
Главная - Железные дороги ГДР