Главная - Воспоминания - Наше
Детство
Воспоминания Геннадия
Брука, Пархим, 1947-1949. Публикация с разрешения автора с сайта
"Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи"
http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2006/Nashe_detstvo/text.html.
Полный вариант повести - http://www.berkovich-zametki.com/ сайт
"Заметки еврейской истории"
<<<
К началу текста
Геннадий
Брук (Израиль) (Copyright © 2006)
Наше детство (главы из повести, продолжение)
Разговоры
времён войны о «чёрном хлебе вдоволь», сменились на «вот бы чего-нибудь
вкусненького!». Вспоминаем с мамой, как в Польше к поездам выносили
нестерпимо аппетитных жареных кур, а мама побоялась купить. Мама
сокрушается: «Ну и дура же я была!».
Конечно, все мы были
сыты, но «разными вкусностями» нас в Германии не кормили, даже конфеты
были далеко не всегда. «Офицерши» стремительно набирают вес, вздыхают,
показывая подругам платья, в которых приехали год-два тому назад:
«Представляешь, я это пошила в 41-м и носила до самого приезда!». Мы с
ребятами делимся друг с другом обрывками их разговоров. – А моя мама
всё равно толще! – под общий смех заявляет один. Его фраза разнеслась
по всем семьям и часто можно услышать в кружке офицерш: «Ну, та, которая
«Всёравнотолще...»
«В
своём замкнутом кругу десяток офицерских семей живёт под
перекрёстным
наблюдением. От них несёт лицемерием и водкой...»
Марина
Влади, "Владимир, или Прерванный полёт"*
*Совершенно не понимаю этой фразы. В
сорокатысячном гарнизоне «десяток офицерских семей»? Там тысячи офицеров,
по меньшей мере – сотни семей.
Лицемерие? Да, жизнь в
СССР была пропитана лицемерием, да и пили немало, но считать это
особенностью гарнизонной жизни? Страшная война только что закончилась,
ПОБЕДА – не слово, а радостный факт жизни. О потерях вспоминают с горечью,
о боях – не как об истории, а как о только что миновавшем дне. В бытовых
разговорах ни «дорогого товарища Сталина», ни «родную Коммунистическую
Партию» не упоминали.
Замполитов ни
строевики, ни технари не любят и между собой зовут болтунами – может быть
это и есть «лицемерие»?
В нашем гарнизоне
(дивизия) офицеров - сотни, офицерских семей– десятки, ведь только в нашей
начальной школе около сотни учеников (в Эберсвальде была десятилетка –
возможно ли это для детей из «десятка» офицерских семей?)
Водка? – вряд ли
больше чем в обычных российских традициях.
Пикники на природе
с бутылкой и закуской – были делом обычным, как и в гражданке, но пьяных
на улицах я не помню, если не считать одного майора, который был известен
как беспробудный пьяница. Вскоре его выслали в Союз. С ним исчез из нашего
класса его сын, невесёлый мальчик, носивший пальто, сшитое из клетчатого
одеяла. Однажды я
видел возле комендатуры пьяного солдата: он едва стоял на ногах, что-то
кричал и наводил на немцев-прохожих свой ПэПэШа. Немцы в испуге
разбегались. В комендатуру же его и забрали через несколько минут.
На дне рождения в
семье офицера, папиного друга, вдруг прерывается радиопередача и из
радиоприёмника раздаётся: «На всей территории Советского Союза отменяется
карточная система».
Всеобщее бурное
ликование сменяется коротким вздохом, а потом бурным хохотом, после
заключительных слов «Левитана»: «Мероприятие приурочено ко дню рождения
жены офицера К...». Хоть сначала все разочарованы, но тем не менее,
проделка хозяина воспринята как очень остроумная.
Потом, я не раз
встречал в литературе рассказы о подобных шутках в тот период – идея
носилась в воздухе. Писали и о тяжёлых последствиях этих «шалостей» в
сталинские времена. Но у нас всё не только обошлось благополучно, но более
того, восторженные рассказы об удачном розыгрыше передавались из уст в
уста по всему кругу офицерских семей.
«Перекрёстное
наблюдение»? Папа довольно часто слушает «Голос Америки» и «Би-би-си»,
иногда вместе с товарищами, зашедшими в гости. Содержание передач
обсуждается «между своими», вызывает споры. Ни разу не слышал об арестах,
никто не «настучал» – так что же подразумевает МВ под «перекрёстным
наблюдением»? С
возбуждением обсуждается ЧП: один офицер бежал к американцам. Все говорят
что дурак – что будет с родными? Другого экстренно отправляют в Россию,
потому, что он хотел жениться на немке.*
*Мне возражали: «А СМЕРШ», что, исчез? Они
куда смотрели? В литературе, посвящённой этим вопросам, неоднократно
указывалось, что сразу после войны «Великий Сталин-знамя дружбы народов
СССР» избегал репрессий в среде фронтовиков. «Органы» были заняты, в
основном, власовцами, бывшими военнопленными, «лицами, находившимися на
оккупированных территориях», народами, подлежащими коллективному наказанию
– переселению в отдалённые районы. Так в Сибири появились немецкие
деревни, в сибирских городах – татарские кварталы, и т.п. символы «дружбы
народов»: «Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,/ А место битвы - город
Барнаул»
По
офицерским квартирам нашего городка ходит несчастная пара: молодая женщина
с дочкой. Женщина показывает справку: «Пострадала от фашистов, как имеющая
еврейские корни». Некоторые прогоняют их, но обычно приглашают войти,
подкармливают. До войны женщина работала певицей в кабаре, потом её
выгнали с работы и все эти годы они жили побираясь у знакомых. Она никогда
не поёт в «гостях», но объясняя, чем она занималась, она сильным голосом
пробегает октаву. Однажды, прямо у нас, она падает в обморок, девочка
бросается к ней, пытается приподнять, кричит: «Мама, мама, мама!», плачет.
Папа укладывает Эрику на диван, она приходит в сознание, объясняет, что
упала от голода. Мама отпаивает её сладким чаем, суёт ей бутерброд. У
Эрики улучшается настроение, она переходит на болтовню. Даже я, со своим
зачаточным немецким, понимаю, что дура она редкостная. – Я знаю япан,
– говорит Эрика и обращается к дочке: «Озоля, как?». И Озоля,
исключительно красивая девочка, тремя годами старше меня, терпеливо
подсказывает маме единственное японское слово, которое мама «знает».
Обедают они с нами и
уходят с буханкой хлеба, а снова появляются через неделю — Эрика старается
не докучать «русским» частыми визитами. Когда в городе вновь открылось
кабаре, она пришла, нарядная и счастливая, пригласила на вечер. Больше они
по домам не ходили, а мне хотелось ещё раз увидеть красивую девочку.
Знакомый полковник
даёт папе на неделю свой «Опель», прикомандировывает солдата-шофёра и мы
едем посмотреть Берлин.
По дороге сталкиваемся
с немецкой телегой. Лошадь и немец в порядке, но телега повреждена, а у
нас изуродована передняя дверь. С рванной дверью въезжаем в американскую
оккупационную зону. Впервые вижу офицеров в коротких штанах. Двое едут на
велосипеде-тандеме – тоже диковинка .
Машину останавливает
американский патруль, но увидев в ней «русских», машет рукой – проезжайте.
– Вот, могли бы остаться, – шутит папа.
Проезжаем мимо
кладбища автомобилей. Останавливаемся, находим «Опель» с целой дверцей и
даже с камуфляжным пятном, почти совпадающим с нашим. Шофер меняет дверь
и: «Вперёд, на Берлин!».
Дороги гладкие как
скатерть, на поворотах асфальтовое полотно наклонное, для виража, ближе к
наружной бровке наклон резко увеличивается.
Подъезжаем к Берлину.
Резкий контраст с патриархальным Пархимом – там, на весь город был только
один дом, повреждённый бомбой, да и то, как говорили, случайной,
сброшенной по ошибке. Здесь, в Берлине, много разрушенных домов, ближе к
центру – почти одни развалины... – Так вам и надо, – крутится в
голове.
Сострадание вызывают
конкретные, живые люди, тем более, что молодых мужчин почти не видно, на
улицах женщины с детьми, старики, а вот «немцев вообще» – не жалко. Всю
жизнь я знал, что они – враги, они убивают. На утренниках я читал стихи о
Зое Космодемьянской: «...Родина! Тупой сапог фашиста/ Выбивает ящик из-под
ног...». И «в детских играх своих...» мы продолжаем воевать с немцами,
стреляем по немцам, прячемся в засадах, падаем, «раненные» немцами. –
Так им и надо! – не оставляет мысль.
Несколько раз вижу
огромные «бомбы», которые лежат прямо на тротуаре. Папа показывает мне
пропеллеры на хвосте «бомб» и объясняет: «Это торпеды, а не бомбы –
наверное немцы хотели использовать их для минирования домов, да не
успели». Через
Бранденбургские ворота с конями, как на Большом театре, по Унтер ден
Линден («Под липами», но без лип – после боёв 45-го) – главной улице
Германии – к «Рейхстагу». Он ещё не восстановлен. Стены исписаны краской,
углём: «Дошли!», имена победителей: «Вася из Смоленска»...
Когда,
спустя много лет, я услышал, что немцы решили закрасить надписи на стенах
Рейхстага, то воспринял как личную обиду, будто бы собрались стереть
память о моих близких: не только война, но и этот символ Победы с тех пор
стал реальностью МОЕЙ жизни – см. плакат в начале главы.
*Так
выглядел Рейхстаг после войны и примерно таким он предстал перед нами во
время этой поездки.
«Твой
отец играет в провинциальном* драмкружке...»
Марина
Влади, "Владимир, или Прерванный полёт"
*Что значит
«провинциальный»? Думаю, ошибка переводчика. Не в немецком же,
эберсвальдском, театре майор Высоцкий свои таланты проявлял , в
гарнизонном Доме офицеров, конечно. Смешно думать, что в гарнизоне было
всего с десяток семей, как пишет Марина Влади, ведь тогда получается, что
они все(?!) играли в драмкружке.
Драмкружок – значит
творчество, поиски, а не только «лицемерие и водка».
При нашем
дивизионном клубе тоже создан драмкружок. Руководитель – старший
лейтенант, родители полагают – с театральным прошлым, очень увлечённый и
зажигающий своей увлечённостью.
С успехом поставили
«Свадьбу в Малиновке». Между мной и родителями разгорелся «творческий»
спор: я возмущался, что у Яшки-артиллериста были чистые, хорошо вымытые
ноги: ну не может такого быть! По сей день помню розовые пятки солдата,
игравшего Яшку. – Не выходить же на сцену с грязными ногами, –
возражала мама. – Но ведь он «на улице», а не на сцене, и шёл без
сапог, – не сдаюсь я.
Готовят к
постановке «Вас вызывает Таймыр» А.Галича. Там есть роль мальчика.
Руководитель кружка приходит в наш класс и из всех одноклассников
почему-то выбирает меня. Я смущён и горд. Всю жизнь, когда я слышу об этой
пьесе, я вспоминаю, что «играл в ней мальчика». Слов в моей роли не много:
«Вот возьмите, гражданин Фортунатов, Ваши письма! Всё!» Но запомнилось же.
На премьере – офицеры
с семьями, вся школа. Зал полон. Я сижу на сцене, жду прихода «гражданина
Фортунатова». Ребята из зала пытаются рассмешить меня и я, вопреки
правилам, поворачиваюсь к зрителям спиной. В остальном мой дебют на сцене
прошёл успешно, спектакль повторяли три раза, боюсь – не из-за моей игры,
а по причине нехватки в клубе мест для всей дивизии (хотя мои папа с мамой
и одноклассники приходили повторно именно из-за меня). «Таймыр» так и
остался единственным актёрским эпизодом в моей жизни. Больше никогда у
меня не возникало желания стать артистом.
В «Военторг»
завезли русские книги и почти в во всех офицерских семьях появились
одинаковые библиотеки: толстые однотомники Пушкина, Лермонтова,
Островского, и не такие внушительные: «Непокорённые» Горбатова, «Люди с
чистой совестью» Вершигоры, «Порт Артур» Степанова, Мопассан, Свифт,
Генри. Наша библиотека стала пополняться только по возвращении в Россию.
«Мне
и жене очень хотелось научить сына игре на фортепиано.
Пригласили
учителя музыки. По его словам, музыкальный слух у
сына
был абсолютный. Но улица прямо-таки манила Володю. Тогда
Евгения
Степановна пошла на хитрость: она сама стала учиться
музыке,
как бы вызывая Володю на соревнование»
(С.В.Высоцкий,
«Владимир Высоцкий», сочинения в двух томах, т.1,
М.,
1991)
Я уже писал
выше, что временами эпизоды в наших биографиях совпадают до мелочей.
Многие офицерские дети начали учиться музыке. Мои родители купили мне
очень хорошее, дорогое пианино известной фирмы. Пригласили
немца-настройщика, он восхищался и ахал. Учительница музыки с
консерваторским образованием, в добрые времена концертировавшая по всей
Германии, говорила, что это особое «концертное» пианино с дополнительной,
по сравнению с обычными инструментами, октавой – как у рояля. Часто она,
закончив урок со мной, остаётся ещё на полчаса – час, поиграть на
прекрасном инструменте в своё и наше удовольствие. Пожалуй, именно тогда я
начал чувствовать хорошую музыку. Но ученик из меня никакой, терпение
нулевое, слух весьма посредственный, в отличие от папы: он на слух сразу
играет любую мелодию на любом инструменте. Не помогает и мамин пример,
когда она сама садится за пианино и разучивает вальсы Штрауса – пытается
заразить меня упорством. Я категорически отказываюсь учиться и по сей день
горжусь своим поступком. Играть надо или талантливо, или никак.
Учительница продолжает
заходить к нам помузицировать, возвращаясь от других учеников.
Рассказывает, что из всех офицерских детей, только один, Валерка Космач,
проявляет способности к музыке, остальные – барабанят, как по забору.
Полковник Космач, отец Валерки, единственный в дивизии (кроме
генерала-комдива) Герой Советского Союза. Он удостоен этого звания за
форсирование Днепра. Выглядел Герой-полковник простецким мужиком, но к
учёбе сына относился серьёзно. Ещё в одной семье, рассказывает
учительница, офицер-отец успешно заменил у пианино своё непутёвое чадо и
продолжает брать уроки.
«Где мой чёрный
пистолет»
У
каждого из нас был целый арсенал брошенного немецкого оружия: в основном –
подзаржавевшие немецкие винтовки без прикладов и затворов, много реже –
автоматы, десятки патронов, обычно вполне годных к применению, по
нескольку немецких штыков-ножей, обычно без деревянных накладок на
рукоятках, гранаты без запалов. У одного из товарищей была винтовка без
приклада и цевья, но с затвором и не ржавая, он однажды выстрелил из неё
прямо во дворе школы. Произошёл небольшой скандал, но не с той стороны,
откуда мы ожидали. В школу прибежал с криками немец из дома по соседству,
с жалобой, что пуля пробила дверь в его квартире, но учителя и директор
немца выгнали: «Такого не может быть». Мальчика слегка пожурили.
Гордостью наших
арсеналов считались пистолеты и хромированные офицерские кортики. То или
другое было лишь у немногих счастливчиков. Всё это мы стаскивали в свои
«штабы» – так называли чердаки, беседки или кладовки, куда взрослые не
заглядывали, и мы без помех использовали «штабы» для игр в войну.
«Чёрный пистолет» был
и у меня – я выменял его у старшеклассника на сигнальный фонарик с тремя
цветными стёклами. У моего пистолета не было курка, но выглядел он очень
внушительно, вот только украли его у меня через несколько дней после
удачного обмена.
«"Черный пистолет"
– это мой трофейный "вальтер" с рассверленным и залитым свинцом
стволом», – писал Семён Владимирович в своих воспоминаниях. Не верю:
никто из фронтовиков не стал бы везти в Союз просверленный пистолет, все
наигрались оружием «всласть» за годы войны. Вывозили, «на всякий случай»,
только исправные пистолеты с патронами для них. Это оружие и до сих пор
всплывает в криминальных историях.
«Обожжённые
брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли
гранаты, то ли патронов», продолжает Семён Владимирович. Несерьёзно:
фронтовик не мог не знать, что при взрыве «то ли гранаты, то ли патронов»
на таком расстоянии, что брови опалены а лицо закопчено, без тяжёлых
последствий не обойдётся. Другое дело порох: там промашки, сопровождаемые
лёгкими ожогами, вполне возможны.
Приходим утром в
класс. Урок только начался, как открывается дверь и появляется мой друг
Вовка (прошу извинения, я не нарочно «под Высоцкого», моего друга
действительно звали Вовкой) в комичном виде: без бровей и ресниц, с
красной рожицей и «пятачком» ожога на кончике носа. Смотреть на пятачок
без смеха невозможно, тем более что любой дурак знает: поджигать порох
спичкой нельзя. Надо выковырнуть пули из десятка патронов, насыпать порох
горкой, проследив, чтобы там не было мелких камешков, а то разлетятся не
хуже осколков гранаты, взять кусок киноплёнки, сантиметров тридцать длиной
(вместо бикфордова шнура), положить плёнку одним концом на горку пороха и
поджечь с другого конца. Времени будет вполне достаточно, чтобы отойти на
пару шагов и вздрогнуть от содеянного.
Реалистичнее
описывает последствия взрыва Марина Влади: «однажды вы с
ребятами находите склад оружия и взрываете запалы гранат. Трое мальчиков
на всю жизнь остаются слепыми и изуродованными на всю жизнь». Здесь,
думаю, «склад оружия» – преувеличение, склады давно ликвидированы, но
опасные единичные находки – дело обычное, а для тяжёлых последствий
достаточно и одного «запала» (взрывателя), если бахнет прямо в
руках. Я тоже
пытался взорвать найденный в лесу артиллерийский снаряд, бросая камнями в
его головку из-за дерева, но, к счастью, безуспешно.
Как-то наши ребята
пошли в лес. Меня в компании не было. В лесу все устроились в брошенной
амфибии, без шин и сидений. Десятки раз мы играли в этой машине, но в тот
день кто-то нашёл неподалеку мину. Пока все крутили руль, рычали как
мотор, та-та-такали как пулемёт, наш рыжий одноклассник Юра возился
неподалеку с миной. И вдруг: ба-бах – НАСТОЯЩИЙ взрыв! Машину слегка
тряхнуло, осколки ударили по обшивке, но ребята в ней не пострадали. Юра,
тяжело раненный, лежал рядом с машиной на земле без сознания, в крови.
Побежали за помощью.
Вскоре встретили какого-то солдата. Бегом вернулись с ним к раненому, и
солдат, с ребёнком на руках, помчался к городу. Машин по дороге не
попадалось, бежать пришлось почти полчаса. С КПП позвонили командиру
дивизии – он жил поблизости, шофёр и машина всегда наготове. Мальчика
отвезли в медсанбат. Через два дня Юра умер. Хоронили всей школой. Его
младший брат, такой же рыжий, не осознавал трагедии. Незаметно для
родителей он кривлялся, корчил нам рожи – ведь мы, играя с его братом,
никогда не обращали внимания на дошкольника-малолетку, и он не любил нас.
У могилы отец Юры,
кривя и прикусывая губы, чтобы не заплакать, обратился к нам: «Ну вот,
ребята, не ходили бы вы в лес, Юра был бы жив...», и всё-таки разрыдался.
После этого
несчастья нам велели сдать свои арсеналы, и во дворе школы образовалась
гора оружия. Не было на школьном дворе только гаубицы без замка, с которой
мы играли на полянке возле озера, и зенитного пулемёта с другой опушки –
поднять его у нас не хватало сил и за ним послали двух немцев. «Мой
снаряд» директор школы потом самолично утопил в озере. Интересно: снаряд и
до сих пор лежит там на дне?
Надо ли говорить, что
самое «ценное» в наших оружейных запасах, мы утаили.
«В
августе сорок девятого отца (т.е. Семёна Владимировича – Г.Б.)
перевели в Северо-Кавказский военный округ. Ехали в Москву в
эшелоне
почти неделю, и притом целый вагон имели в
распоряжении».
(В.Новиков.
«Высоцкий», ЖЗЛ, М., 2002).
В 49-м гарнизон
начал быстро обновляться. Всё больше солдат без наград – послевоенный
призыв. Они грубее, равнодушны к нам: в клубе – не стараются посадить нас
к себе на колени, иногда даже пытаются согнать с лавки в первом ряду: «Это
наше кино, вам отцы пусть в «Эврику» билеты покупают».
Периодически всплывает
слово «эшелон» и семьи нескольких товарищей начинают собираться в дорогу.
Самым популярным человеком в городке становится пожилой немец-столяр. У
него все заказывают ящики для мебели.
Появляется новая тема
для разговоров: кто что везёт. Один знакомый офицер хвастается: «Сами
надрывайтесь со своими пианино. Я вот беру с собой чемодан иголок для
швейных машинок, и мне там на домик в деревне хватит!»*
*Некоторые эшелоны захватила в пути денежная реформа –
катастрофу сравнивали с бомбёжкой эшелонов во время войны.
Если деньги, лежавшие
на сберкнижках обменивались 1:1, то наличные – 1:10, кроме небольшой
суммы, равной, примерно, месячной зарплате. В этой грабительской пропорции
были обменены деньги, накопленные офицерами за годы войны и в Германии.
Тогда не было банковских переводов, и все перевозили накопления
наличными.
Пришло известие, что
один из знакомых офицеров застрелился – и это после того, как благополучно
прошёл всю войну. Другой – загулял и пропил весь остаток в считанные дни.
Друзей в городке
остаётся всё меньше. Уезжает Валерка, наш музыкальный талант. Как назло, я
недавно поссорился с ним, и охотничье ружьё он оставляет не мне, а другому
Генке.
«...я
принёс с охоты зайца. "Зачем папа это сделал?" – спросил сын».
(«Таким
был наш сын», С.В.Высоцкий, «Владимир Высоцкий.
Сочинения.
Том 1»).
К стыду
своему признаюсь, что мне очень хотелось стать охотником, и рассказы
товарищей об удачной охоте вызвали зависть. А «охотились» иногда прямо в
садах за домами, где кролики, дикие и одичавшие, не только частенько
появлялись на расстоянии выстрела, но нередко и выскакивали почти из-под
ног.*
*Поохотиться мне удалось через десяток лет, под
Иркутском, и только застрелив десяток уток, я распрощался со страстью к
убийству спорта ради.
Папа подаёт рапорт
за рапортом о демобилизации, о переводе в Союз, но нас всё не отправляют.
В сентябре наша школа уже не открывается, родители нервничают. Почти все
товарищи разъехались, мне остаётся играть только с немецкими мальчишками.
Наконец подошла и
наша очередь. На «студебеккере» отвозим вещи на товарную станцию. Там в
сборный эшелон грузятся семьи из разных гарнизонов, знакомых почти нет, да
и те, что из нашей дивизии, оказываются в другом конце состава. Вагоны
выделяется на две семьи, но наш компаньон – холостяк, он погрузил свои
ящики, а сам поедет пассажирским поездом. Мы встретимся в России (только
так за рубежом называли Советский Союз), и там он заберёт вещи.
Ящики расставлены
вдоль стен так, чтобы на них можно было спать. В середине вагона стоит
памятная ещё по военной Москве железная печка, которая топится углём.
Смотрю, как молодые
офицеры закатывают в свои вагоны трофейные мотоциклы в деревянной
обрешётке, из которой выглядывают колёса и рукоятки руля.
Состав загружен.
Резкие толчки и поезд трогается. Опять всё впервые.
Впервые мы едем в
«теплушке» в товарном поезде. В отличие от пассажирских поездов, где часто
не замечаешь начало движения, товарняк трогается рывками: назад, чтобы
сжать состав в гармошку, потом резко вперёд, иначе ему не сдвинуться с
места. Впервые узнаю, что паровозы гудят не для шума, как автомобили, а
«разговаривают» системой условных сигналов-гудков.
Товарняк часто
останавливается, пропуская другие поезда, и не обязательно на станции, а
частенько в поле. Разгоняется поезд медленно, поэтому можно без опасений
спуститься на землю, размяться и даже нарвать маме полевых цветов.
На станциях не
объявляют об отправлении эшелона и приходится ориентироваться по огоньку
светофора, где-то далеко впереди. Если происходит смена паровоза, то за
это время можно зайти на вокзал, купить что-нибудь в буфете. Общительный
офицер из семьи в соседнем вагоне учит меня проверять, подцеплен ли уже
состав к паровозу, по шипению воздуха, выходящего из тормозной системы,
если потянуть за проволоку под вагоном.
Через несколько дней
прошли границу. Сразу же бросается в глаза бедность, даже по сравнению с
оккупированной Германией, и какая-то неряшливость во всём. А вот и совсем
невиданная картина: группа рабочих с матерной руганью поднимает платформу
ручной лебёдкой.
Уголь, загруженный в
наш вагон перед отправкой, наша железная печка сожрала за два дня, в
Германии нам доставляли брикеты к поезду, но здесь о нас никто не
заботится и приходится перейти на самообслуживание: если поблизости
останавливается состав с углём, надо залезть на платформу или полувагон и
сбросить вниз пару вёдер угля, а потом перетащить добычу в наш вагон.
Я освоился быстро:
через несколько дней привыкаю к «дыму отечества», азартно карабкаюсь на
вагоны за углем или пролезаю под ними сокращая путь к пристанционному
базарчику. Предвкушая скорый приезд в Москву, настраиваюсь на встречу с
друзьями по московскому двору и оставленными в московской квартире
игрушками. Особые надежды возлагаю на заводную машинку и двуствольное
ружьё.
В Москве
состав расформировали. Здесь составляется новый эшелон – процедура
длительная. Мы успеваем съездить в город, зайти в наш дом на 1-ом
Коровьем, встретиться с роднёй. Но в целом я разочарован: население двора
обновилось, некоторых ребят я не знаю, дом уже не кажется своим и я
чувствую себя гостем. Вагон, в который мы возвращаемся, мне роднее, чем
московская квартира.
Семья Высоцких, как известно, осталась
в Москве, а мой папа получил назначение в ЗабВО, Забайкальский военный
округ, или, как ещё расшифровывают эту аббревиатуру: «Забудь Вернуться
Обратно». Здесь мои и
Володины дороги разошлись, но историческая реальность всей нашей страны
продолжала пытаться направленно формировать наши характеры,* о чём
позже.
|